Эффективность применения информационных технологий на уроках иностранного языка не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку, и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. При использовании проектного метода и других нестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы учащихся. Обучение иностранному языку на современном этапе требует личностно-ориентированного подхода. В настоящее время существует большое разнообразие компьютерным программам таких как: «Triple play plus in English», «English on holidays», «English Gold», «Hello, America!», «Bridge to English», «Professor Higgins», «English for communication», «Говорящий оксфордский словарь» и другие.
На уроках иностранного языка с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд дидактических задач:
-формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
-совершенствовать умения письменной речи школьников;
- пополнять словарный запас учащихся;
- формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка;
-формировать у школьников коммуникативную компетенцию.
Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Компьютерные программы обеспечивают:
- большую информационную емкость;
-интенсификацию самостоятельной работы учащихся;
-создание коммуникативной ситуации, личностно- значимой для каждого учащегося;
-учет возрастных особенностей учащихся;
-повышение познавательной активности учащихся, а также усиление мотивации.
Таким образом, применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности учителя с учащимися.
При постоянной и систематической работе с компьютерными программами реализуются следующие дидактические возможности:
-возможность систематической работы с учебной информацией;
-предоставление учителю надежной обратной связи с учеником;
-возможность интенсивной коммуникации с компьютером.
Таким образом, с помощью различных учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществлять индивидуализацию обучения, а это способствует повышению качества обучения. Работа с программами по иностранному языку в дисплейном классе помогает учащимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране компьютера схемы, красочные картинки, они лучше воспринимают и осваивают новый сложный материал. Материал, заложенный в программе, позволяет достичь следующие методические задачи: (например, при закреплении форм глаголов): 1) формировать навык формулирования ответа на вопрос в той же видо-временной форме, в которой поставлен вопрос; 2) закреплять навык узнавания формы глагола изучаемого времени; 3) формировать навык внимательного чтения вопроса на основе установки, данной на экране; 4) формировать моторный навык написания указанного грамматического материала на примерах заданных упражнений, где ученик сам должен набрать правильный ответ; 5) закреплять зрительный образ отрабатываемого материала.
Все перечисленные свойства мультимедийных программ помогают решить основную задачу языкового образования, определенную программой по иностранным языкам – формирование у школьников коммуникативной компетенции.
Отмечая все положительные стороны использования мультимедийных программ, необходимо отметить, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое общение. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.
Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно- речевых ситуациях. Поэтому использование пусть даже самых удачных учебников и мультимедийных программ не может заменить живое общение на уроке.
Материалы по педагогике:
Планирование в деятельности педагога
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного ма ...
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...
Психологические особенности детей с нарушением слуха
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобраз ...