Организация и методы экспериментального исследования

Страница 2

В свою очередь лингвокультурологический подход позволяет «видеть языковую единицу в качестве не только репрезентанта конкретного языкового уровня, обладающего характерными грамматическими признаками, но и единицы культурной памяти народа». В последнее время многие молодые исследователи применяют данный подход в преподавании иностранных языков.

Основоположники этнографического подхода высказали мысль о том, что обучение языку и культуре должно приводить не просто к овладению какими-то фоновыми знаниями, а к развитию у обучающихся способности адаптироваться к новым речевым ситуациям. Решение современных целей и задач соизучения языка и культуры потребовали иного подхода к обучению иностранным языкам, ориентированного на обучение межкультурному иноязычному общению в контексте социально-педагогических доминант педагогики гражданского мира и согласия, аккумулирующей идеи общепланетарного глобализма, гуманизации, культуроведческой социологизации и экологизации целей и содержания обучения ИЯ». Таковым явился социокультурный подход, разработанный в России в начале

90-х годов В. В. Сафоновой. При социокультурном подходе приоритетное положение приобретает ориентация на обучение в контексте диалога культур, предполагающее создание дидактико-методических условий для сопоставительного гуманистически ориентированного соизучения иноязычной и родной культур при формировании коммуникативных умений межкультурного общения, причем методической доминантой должна быть ориентация на формирование обучаемых как участников диалога культур».

Модернизация российской системы образования привела к тому, что одной из основных задач обучения иностранному языку становится формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Именно поэтому достаточно актуальным сейчас является вопрос компетентностного подхода в образовании. Существует несколько классификаций иноязычной коммуникативной компетенции. Так, А.В. Хуторской предлагает следующие разновидности компетенций: ценностно – смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально- трудовая, личностного совершенствования. Данная классификация составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.

Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, 2004 и целям, которые он определяет изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие

- коммуникативной компетенции, включающей речевую компетенцию, т.е. способность эффективно использовать изучаемый язык как средства общения и познавательной деятельности;

- языковой/лингвистической компетенции, т.е. овладение языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения и умение оперировать ими в коммуникативных целях;

- социокультурной компетенции, т.е. знания о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

- компенсаторной компетенции, т.е. умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;

- учебно-познавательной компетенции – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Возникновение и развитие речи
В литературе не раз описывались истории о «людях-животных», выросших среди человекообразных обезьян в джунглях и вступивших в контакт с другими людьми уже в взрослом состоянии. При исследовании таких «людей-животных» выяснилось, что органы чувств у них функционируют нормально. Тем не менее, им с бо ...

Структура дидактических игр
Структура дидактических игр: 1) Дидактическая 2) Игровая 3) Игровые 4) Правила игры 5) Результат задача действия Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Од ...

Уровень сформированности основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №40 г. Краснодара с февраля по июнь 2013 г. В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе эксперимента была проведена беседа с педагогом-психологом и анализ карт ра ...

Навигация