Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Страница 2

Таким образом, работами М. С. Кагана и др. было положено начало вывода понятия человеческого общения из чисто философских рамок на предметную область, связанную с решением культурологических проблем общества. Для более полного освещения этого вопроса наряду с философскими аспектами мы анализируем в нашей работе психолого-педагогические подходы к решению данной проблемы.

Общение определяется как сложный процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Процесс общения исследовался психологами, педагогами с различных позиций. Так, Е. И. Пассов определяет основные характеристики процесса общения.

Целью общения автор видит решение задач, связанных с взаимоотношениями, т. е. изменение их. Изменённые взаимоотношения становятся результатом общения. Единицей процесса общения Е. И. Пассов определяет акт общения (коммуникативный акт), в котором всегда участвуют как минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения и т. п., то есть он интерпретирует получаемую информацию. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации.

М. С. Каган выделяет четыре функции общения: обслуживание предметной деятельности ( производственной, научной, революционной и т. д.), общение ради общения (с целью достижения духовной общности людей), приобщение другого к своим ценностям, приобщение к ценностям другого ( две последние функции зеркально симметричны, если целью первой может быть воспитание кого-либо, то целью второй – самовоспитание инициатора общения ).

Наряду с характеристиками процесса общения рассматриваются различные содержательные стороны этого процесса. Распространённым является подход, согласно которому в общении выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона реализуется процессом обмена информацией. Интерактивная сторона процесса общения предполагает взаимодействие людей, организацию совместных действий. Перцептивная сторона – это восприятие друг друга партнёрами и установление на этой основе взаимопонимания.

Что касается коммуникативной стороны процесса общения, по содержанию информации выделяют три большие группы:

- когнитивная информация, которая связана с фактическим значением несущих её языковых структур;

- индексальная информация, сообщающая о психологическом складе коммуникатора – его личности, свойствах, склонностях и эмоциональном состоянии и помогающая обрисовать его отношение к себе и к другим и определить роль, которую он сам себе отводит как участник интеракции;

- регулятивная информация о ходе интеракции, служит целям начала, продолжения и окончания самой интеракции.

В структуре коммуникативного процесса выделяют следующие элементы: коммуникатор – субъект, передающий информацию; коммуникант – субъект, принимающий информацию и интерпретирующий её; коммуникативное поле – ситуация в целом, о которой может быть передана информация; собственно информация о коммуникативном поле; каналы коммуникации – средства передачи информации.

Некоторые исследователи рассматривают коммуникативный процесс как последовательность коммуникативных актов, каждый из которых выполняет определённую функцию в коммуникативном обмене и лингвистически оформляется в виде высказывания. Функция запроса информации осуществляется вопросительным высказыванием. Передача информации осуществляется повествовательным высказыванием, причём в зависимости от отношения коммуникатора к передаваемой информации (например, считает он её полностью достоверной или нет, высказывание может быть в форме утверждения, убеждения, предположения). Коммуникативное действие может выполнять функцию побуждения к действию, регуляции потока информации, выражения намерения и т. д. Поскольку передача информации осуществляется между, по крайней мере, двумя субъектами, то коммуникативное действие одного коммуникатора всегда предполагает ответное действие: вопрос предполагает ответ, запрос о согласии – выражение согласия или несогласия и т. д. Коммуникативный процесс протекает в виде сопряжённых коммуникативных действий обоих коммуникаторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Программа изучения личности учащегося
Программа изучения личности учащегося предполагает исследование его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей его контактного окружения Материалы исследования могут использоваться для составления психологической характеристики на учащегося по схеме: Фамилия, имя, отчество уча ...

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития. I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподр ...

Навигация