Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Страница 2

Таким образом, работами М. С. Кагана и др. было положено начало вывода понятия человеческого общения из чисто философских рамок на предметную область, связанную с решением культурологических проблем общества. Для более полного освещения этого вопроса наряду с философскими аспектами мы анализируем в нашей работе психолого-педагогические подходы к решению данной проблемы.

Общение определяется как сложный процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Процесс общения исследовался психологами, педагогами с различных позиций. Так, Е. И. Пассов определяет основные характеристики процесса общения.

Целью общения автор видит решение задач, связанных с взаимоотношениями, т. е. изменение их. Изменённые взаимоотношения становятся результатом общения. Единицей процесса общения Е. И. Пассов определяет акт общения (коммуникативный акт), в котором всегда участвуют как минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения и т. п., то есть он интерпретирует получаемую информацию. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации.

М. С. Каган выделяет четыре функции общения: обслуживание предметной деятельности ( производственной, научной, революционной и т. д.), общение ради общения (с целью достижения духовной общности людей), приобщение другого к своим ценностям, приобщение к ценностям другого ( две последние функции зеркально симметричны, если целью первой может быть воспитание кого-либо, то целью второй – самовоспитание инициатора общения ).

Наряду с характеристиками процесса общения рассматриваются различные содержательные стороны этого процесса. Распространённым является подход, согласно которому в общении выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона реализуется процессом обмена информацией. Интерактивная сторона процесса общения предполагает взаимодействие людей, организацию совместных действий. Перцептивная сторона – это восприятие друг друга партнёрами и установление на этой основе взаимопонимания.

Что касается коммуникативной стороны процесса общения, по содержанию информации выделяют три большие группы:

- когнитивная информация, которая связана с фактическим значением несущих её языковых структур;

- индексальная информация, сообщающая о психологическом складе коммуникатора – его личности, свойствах, склонностях и эмоциональном состоянии и помогающая обрисовать его отношение к себе и к другим и определить роль, которую он сам себе отводит как участник интеракции;

- регулятивная информация о ходе интеракции, служит целям начала, продолжения и окончания самой интеракции.

В структуре коммуникативного процесса выделяют следующие элементы: коммуникатор – субъект, передающий информацию; коммуникант – субъект, принимающий информацию и интерпретирующий её; коммуникативное поле – ситуация в целом, о которой может быть передана информация; собственно информация о коммуникативном поле; каналы коммуникации – средства передачи информации.

Некоторые исследователи рассматривают коммуникативный процесс как последовательность коммуникативных актов, каждый из которых выполняет определённую функцию в коммуникативном обмене и лингвистически оформляется в виде высказывания. Функция запроса информации осуществляется вопросительным высказыванием. Передача информации осуществляется повествовательным высказыванием, причём в зависимости от отношения коммуникатора к передаваемой информации (например, считает он её полностью достоверной или нет, высказывание может быть в форме утверждения, убеждения, предположения). Коммуникативное действие может выполнять функцию побуждения к действию, регуляции потока информации, выражения намерения и т. д. Поскольку передача информации осуществляется между, по крайней мере, двумя субъектами, то коммуникативное действие одного коммуникатора всегда предполагает ответное действие: вопрос предполагает ответ, запрос о согласии – выражение согласия или несогласия и т. д. Коммуникативный процесс протекает в виде сопряжённых коммуникативных действий обоих коммуникаторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО
Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО. Непременным у ...

Система действий учителя в рамках «Школы социальной деятельности подростка»
Для понимания действий учителя и соответствующих им действий учеников, методом включенного наблюдения нами были выделены этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация рефлексия. Таким образом, в таблице 3.1. пред ...

Родители как участники учебного процесса
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабиль ...

Навигация