Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Страница 5

Некоторые исследователи полагают, что тот или иной вид деятельности (игра, учение, труд и др.) обусловливает, в основном, главное содержание общения занятых этой деятельностью людей и инициирует или, наоборот, тормозит в зависимости от хода её выполнения их коммуникативную активность. Эта деятельность, как правило, прямым образом воздействует на распределение ролей при осуществлении межличностного общения занятых в этой деятельности людей.

Е.И. Пассов считает, что общение, как и любой вид человеческой деятельности, целенаправленно, мотивировано, предметно и имеет свою структуру. Процесс общения можно представить следующим образом. Между потенциальными участниками общения всегда существуют определённые взаимоотношения (отсутствие отношений – тоже отношения, только нулевые). В какой-то момент у общающихся (или у одного из них) появляется потребность вступить в контакт - потребность, связанная с той или иной стороной жизнедеятельности человека. Это может быть потребность в чём-то; тогда общение является как бы вспомогательной деятельностью, позволяющей достигать объект своей потребности. Но это может быть и потребность в самом общении, тогда общение – самостоятельная деятельность. Взаимоотношения собеседников Е. И. Пассов определяет как предмет деятельности. В предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности.

Некоторые авторы акцентируют внимание на разграничении понятий «общение» и «коммуникация».

И.И. Зарецкая определяет коммуникацию как единичный акт общения, а коммуникативную деятельность как синоним общения.

В.В. Соколова определяет коммуникацию как смысловой аспект социального взаимодействия.

Существует мнение, что коммуникация – нечто большее, чем простой обмен информацией и общение вообще. Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в различных общественных и социальных процессах и позволяет этим субъектам активно включаться в общественные отношения.

Э.В. Соколов считает, что коммуникация состоит в обмене значимой информацией между людьми посредством языковых знаков и других культурных символов. Коммуникация предполагает целенаправленную передачу и избирательный приём информации, хотя она не всегда приводит к согласию и взаимопониманию.

С точки зрения выделения в процессе общения его коммуникативной, интерактивной, перцептивной функций, О. О. Киселёва определяет коммуникацию как ту форму общения, где коммуникативная функция выступает на передний план.

М.С. Каган пишет, что в философской и психологической литературе общение часто определяется как передача сообщений либо обмен сообщениями. Он не согласен с подобным подходом и считает, что общение следует определять как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности)». То есть он разграничивает подлинный диалог, предполагающий возрастание информации и просто обмен мыслями. В этой связи он разграничивает понятия «общение» и «коммуникация». Коммуникацию он определяет как процесс однонаправленный, причём количество информации уменьшается при движении от отправителя к получателю. А при общении информация «циркулирует между партнёрами, поскольку оба они равно активны и потому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе её циркуляции».

Проблеме общения посвящено немало исследований в педагогической науке, во многом это касается педагогического общения. В. А. Кан-Калик отмечает в педагогическом общении ряд этапов: моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией (прогностический этап); организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения); управление общением в развивающемся педагогическом процессе; анализ осуществлённой системы и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. Автор рассматривает общительность как профессиональное качество педагога и выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической общительности: наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми в самых различных сферах; взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей общительности; эмоциональное благополучие на всех этапах общения; продуктивное влияние общения на остальные компоненты педагогической деятельности; наличие коммуникативных навыков и умений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Алгоритмизированное обучение
Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы – строгие предписания – очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняют ...

Анализ педагогических технологий
Анализ педагогических технологий проводили многие ученые. В своей работе я рассмотрела анализ педагогических технологий, который предлагает Колеченко А.К. в своей книги «Энциклопедия педагогических технологий» Игра Цели: Инсценировка игры учит учащихся анализировать и оценивать сложные проблемы чел ...

Особенности психологического развития старших дошкольников
Последний год пребывания ребенка в детском саду является переломным, критическим в психологическом отношении. Все сдвиги, происходящие у старших дошкольников закономерные результаты развития всего дошкольного периода и необходимая основа для перехода к дальнейшим этапам развития. Подготовка к этим ...

Навигация