Методика обучения геоэкологии и формирования геоэкологических знаний

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии » Методика обучения геоэкологии и формирования геоэкологических знаний

Страница 1

В современной дидактике, широкое признание и развитие получила идея активного деятельностного включения обучающихся в учебный процесс. Вместе с тем решаются задачи оптимизации дидактических условий в целях формирования комплекса личностных качеств и единой совокупности свойств личности, причем целостность личности прослеживаются преимущественно только на методологическом уровне. При проектировании исследования и анализе его результатов внимание ученых чаще сосредотачивается на выяснении активизирующего эффекта того или иного конкретного дидактического фактора, способствующего развитию отдельных компонентов личности. В экспериментальных работах в силу чрезвычайной сложности объекта исследования наблюдается же иная тенденция – конструирование конкретных дидактических приемов или циклов. При этом просматривается и анализируется их вовлечение отдельных качеств личности в целостное, структурное единство.

При такой методологической установке в конкретных дидактических исследованиях не учитываются интегративные процессы, свойственные формированию и развитию личности. Между тем процессы интеграции во многом усложняют и расширяют возможности дидактического влияния на развитие личности. В этой связи возникает проблема обеспечения необходимых условий для гармонического развития личности.

При рассмотрении этой проблемы особое значение имеет обоснованный С.Л. Рубинштейном принцип структурного анализа личности, получивший развитие во многом их исследованиях по теории личности и, прежде всего в трудах: А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Н.Н. Непомнящей и других ученых.

Дидактическая стратегия обучения должна опираться на теоретическую трактовку целостности личности и должна быть направлена на ее формирование не только на основе множественности индивидуальных характеристик психической жизни, но и на основе интегративности ее структуры, а также взаимосвязи личности с формирующими ее факторами внешней среды. Опираясь на имеющиеся теоретические представления об общей структуре личности, следует сделать выводы, касающиеся методологии учебно-воспитательного процесса. Одно из центральных теоретических положений состоит в том, что дидактическое воздействие должно быть системным, ориентированным на структуру личности.

Системный подход к процессу обучения подразумевает включение учащихся в многостороннюю учебную деятельность, характеризующуюся системой методов познания, видов учебной деятельности, которые организуются на основе целенаправленного управления педагогом учебными действиями, а также уровнем восприимчивости учащихся к новым знаниям и умениям.

Дидактическая реализация системного подхода в содержании и организации учебного процесса – явление сложное. Предполагаются взаимодействия и взаимопереходы между разными дидактическими приемами, создание ситуативных дидактических условий, обеспечивающих целостность педагогического воздействия на личность учащихся, уровень их развития и индивидуальные свойства. Дидактическое влияние и его результативность зависят не только от того, насколько организованные педагогом внешние воздействия соответствуют компонентам личности, но и т того, как будет реализованы связи между структурой процесса обучения и структурой личности. Развитие личности как субъекта отношений связано с переходом индивидуальных связей в интериндивидуальные связи, которые составляют условия формирования личности.

Развитие личности в среде обучения происходит так же, как и в обществе. Оно осуществляется в системе многообразия связей личности со всеми внешними факторами обучения, которые составляют процесс обучения. Методологически значимым условием, благоприятствующих эффективности процесса обучения, является согласование условий, в которых разнообразные дидактические факторы обучения интегрируются с внутренней структурой личности обучающегося, с его индивидуальными потенциальными возможностями. Сопряженность этих процессов обусловливает идеальное состояние системы процесса обучения.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех ...

Возрастные аспекты воспитания и обучения
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростков ...

Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...

Навигация