Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Страница 3

Говоря о коммуникативной стороне процесса общения, следует остановиться на средствах, с помощью которых происходит обмен информацией. Существуют вербальные и невербальные средства общения. Вербальные – это те, которые используют в качестве знаковой системы речь. Сюда можно отнести говорение и аудирование (восприятие информации говорящего тоже является средством общения; подробнее мы рассматриваем этот вопрос при анализе полемического компонента делового общения). Что касается невербальных средств общения, здесь применяются различные неречевые знаковые системы. Выделяют следующие невербальные средства общения:

- Визуальные: кинестика ( движения рук, головы, ног, туловища, походка); выражение лица, выражение глаз; кожные реакции (покраснение, побледнение, вспотение); проксемика (пространственная и временная организация общения); вспомогательные средства общения – подчёркивание или сокрытие особенностей телосложения ( признаки пола, возраста, расы ); средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и так. далее ).

-Акустические: паралингвистические (качество голоса, диапазон, тональность); экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).

-Тактильные: таксика (прикосновение, пожатие рук, объятье, поцелуй). Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запахи человека.

Интерактивная сторона процесса общения предполагает взаимодействие людей. Под взаимодействием обычно подразумевается организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. Существует несколько видов социальных мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

максимизация выигрыша другого (альтруизм);

минимизация выигрыша другого (агрессия);

минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам определяются основные стратегии поведения во взаимодействии (см. рис. 1).

Сотрудничество предполагает полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция). Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учёта целей партнёров по общению (индивидуализм). Компромисс реализуется в частном достижении целей партнёров ради условного равенства. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнёра (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Рис.1 Основные стратегии поведения во взаимодействии

На процесс общения, безусловно, влияют личные психологические особенности коммуникантов. В связи с этим В. А. Кольцова рассматривает индивидуализированность как параметр общения (66, с.13). Индивидуально-личностные особенности партнёров задают содержание и направленность взаимодействия, его границы.

Интегральными понятиями, отражающими уровень индивидуально-личностного включения в общение, Р. А. Максимова считает «коммуникативные свойства личности», «коммуникативные способности», «коммуникативный потенциал» и т. д. Они отражают комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих структуру коммуникативного потенциала автор относит: уровень потребности в общении; его локализованность, а также интенсивность; коммуникативная активность и инициативность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоционального отклика на партнёра; собственное самочувствие человека в ситуации общения. Важное значение имеют также коммуникативные навыки и умения. Сюда же, на наш взгляд, следует отнести особенности темперамента человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Организация и методы экспериментального исследования
Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау. Задачи констатирующего этапа 1. Выявить показатели эмоционального развития дошкольников и особенности их прояв ...

Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...

Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам ур ...

Навигация