Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Материалы о педагогике » Методика преподавания русского языка в коррекционной школе » Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Страница 3

Итак, в нашем исследовании под дидактической игрой мы будем понимать такую форму организации учебно-игровой деятельности младших школьников, в процессе которой происходит поэтапное формирование учебных умений и навыков.

Подведем некоторые итоги. Анализ общего состояния проблемы показывает, что дидактами, психологами, методистами проделана значительная работа в решении ряда важнейших теоретических и практических вопросов, связанных с использованием игры в обучении. Но в то же время, проблема дидактической игры решается либо в плане определения ее места в общей системе обучения и воспитания школьников, либо ее использование ограничивается узким кругом вопросов применения в обучении отдельным предметам. Определим место дидактической игры в системе детских игр. Для решения этой задачи обратимся к проблеме классификации. В теории игр этот вопрос является достаточно сложным, скорее всего, поэтому до настоящего времени единая классификация игр остается не принятой. Разнообразием возможных подходов к выбору основы для классификации объясняется наличие в педагогической литературе огромного количества вариантов группировки игр. Не ставя целью, детальный анализ этих подходов, выделим наиболее существенные из них.

Первые классификации разрабатывались зарубежными исследователями игры (Гросс К., Ф.Кейра, Штерн В., Пиаже Ж.) За исключением некоторых нюансов, выделенных авторами при дифференциации игр на группы, эти классификации едины в смысле общего основания, идущего от признания внутренних механизмов детской психики и внешних факторов прижизненного, индивидуального научения. В литературе советского периода классификацию игр сделал в начале 30-х гг. собиратель игр В. Всеволодский - Гернгросс, который весь мир игровых явлений разбил на три основных формальных вида, соприкасающихся каждый с особой категорией общественной практики: игры драматические, спортивные и орнаментальные. Кроме того, он выдвигает еще три промежуточных типа: спортивно - драматические и спортивно - орнаментальные, считая их самыми распространенными видами. Системный подход к классификации игр был сделан Добринской Е.И. и Соколовым Э.В., которые классифицируют игры по содержательному признаку: по составу и количеству участников и по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют.

Другими представителями отечественной педагогики и психологии (Жуковская Р.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) сделаны попытки общей классификации игр как феномена и особой формы жизнедеятельности детей. Так Выготский Л.С. выделяет три группы игр: игры с отдельными предметами, строительные, игры условные (дидактические). Жуковская Р.И. делит игры на формы, в зависимости от характера отражения ребенком внешнего мира: первой форме соответствует обобщенное образное ролевое действие, второй форма игры собственно ролевая и третья - характеризуется тем, что в ней мир явлений воспроизводится в материальных образах. Эльконин Д.Б. приводит классификацию сюжетов детских игр: игры с сюжетами на бытовые темы; с производственными сюжетами; с общественно - политическими сюжетами. Как видим, исследователями детской психики, игры, в основном, делятся на подвижные, сюжетно - ролевые и дидактические.

О.С. Газман пишет: "С точки зрения развития и воспитания выделяются игры, направленные на психологическое и физическое развитие, эстетическое воспитание; при учете возрастного подхода -игры дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников; с социально - психологической точки зрения - массовые, групповые, индивидуальные; с точки зрения управления игрой -стихийные, педагогически управляемые; по происхождению - игры, придуманные самими детьми - самодеятельные (вольные) и созданные для детей народом или научной педагогикой (в том числе и дидактические); по характеру отражения действительности -репродуктивные, творческие; по используемому материалу - словесные, предметные (с мячом, кубиками); по месту проведения. Среди детских игр также различают музыкальные, настольно - печатные, фокусы, аттракционы". Им же оговариваются два основных вида игр: игры с правилами и игры со скрытыми правилами. К первому типу Газман О.С. относит сюжетно - ролевые игры, где действия и поведение детей определяется сюжетом и ролью, а правила содержатся в скрытом виде. Ко второму типу игр им отнесены дидактические и подвижные игры, где правила выступают явно, создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры.

Мы согласны с точкой зрения автора в обосновании места дидактической игры в общей системе детских игр. Но предложенная классификация дидактических игр (по характеру используемого материала) не может нас удовлетворить, т.к. дидактическая игра, как нами указывалось ранее, обладает многообразием признаков, свойств и функций, которые в данной классификации, к сожалению не учтены. Здесь также не взяты во внимание двойственная природа дидактической игры - единство игрового начала и учебно-познавательного. В этом аспекте дидактические игры могут отличаться учебными и игровыми задачами, правилами игровых действий, формой организации деятельности детей, оснащением, временем проведения и т.п. обучение русский язык коррекционный

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

История развития и становления системы развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель – в Древней Греции, Квинтилиан – ...

Обучение как деятельность обучающегося и педагога
В соответствии с тем, что объектом настоящего исследования является процесс обучения детей технике спортивных движений, то рассмотрим этот процесс как деятельность. Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необ ...

Навигация