Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Материалы о педагогике » Методика преподавания русского языка в коррекционной школе » Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Страница 2

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Долгое время психология и педагогика изучали в основном игру детей дошкольного возраста. "Приходится отметить, - как справедливо замечает Б.Г. Ананьев, - что не так просто обстоит дело с игрой, которую многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения, т.е. до "снятия11 игры учением. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления".

Среди работ, посвященных этой проблеме, следует выделить исследования, раскрывающие педагогические возможности творческих сюжетно - ролевых игр школьников (Е.А. Фомина, С.А. Шмаков, М.Г. Яновская), динамику возрастной мотивации игры (Т.Е. Конникова), особенности сюжетно - ролевых игр в подростковом коллективе (Э.В. Паничева, Л.М. Иванова, А.И. Ткаченко). Кроме того, обоснована и изучена роль игры в обучении отдельным предметам, ее место в структуре урока (Н.В. Огоркова, Л.И. Самгина); выявлены условия эффективного использования игровых ситуаций на различных этапах урока математики (М.И. Микитинская); раскрыта взаимосвязь учебной и игровой деятельности в обучении математике (Ж.В. Арутюнян).

Несмотря на разноплановость этих исследований, они позволяют выделить положения, которые обосновывают место и значение игры в обучении младшего школьника. Во-первых, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, игра не теряет своего значения и в процессе усвоения содержания новой деятельности - учения, что обусловливает "поиск игровых форм познания одновременно с внедрением специфических для учебной деятельности приемов и методов" . Во-вторых, все без исключения авторы, подчеркивают мощный эмоционально - мотивационный потенциал игры, являющийся важным, если не основным аспектом, стимулирующим познавательную активность школьников. В третьих, игра признается средством творческого самовыражения детей, условием включения младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность.

Несколько разноречивы мнения ученых - дидактов о функциях игры в обучении: она признается средством воспитания и развития школьника (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев, О.С. Газман, В.А. Крутецкий, М.Н. Скаткин); мотивационным методом учения (Ю.К. Бабанский, Б.Ф. Паламарчук, Е.И. Пассов, Г.И. Щукина); эмоциональным стимулом (З.И. Равкин, М.В.Юрьева, М.Г. Яновская); формой организации коллективной, общественно - полезной деятельности школьников (Л.М. Иванова, В.А. Караковский, З.И. Леонтьева, Е.С. Махлах, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова); средством активизации учебного процесса (В.М. Кларин, Т.А. Ляпина, К.Д. Радина, Е.Э. Селецкая); методом обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Ш.А. Амонашвили, А.Я. Каруле, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, A.M. Пышкало). Как видим, вопрос о том, что такое дидактическая игра - метод, прием, форма или средство обучения - до сих пор в психологической и педагогической литературе не решен окончательно. С целью иллюстрации приведем несколько различных определений дидактической игры:

дидактическая игра - действенное средство умственного развития, уточняющее знания о предметах и явлениях жизни;

дидактическая игра - составная часть урока, которая служит углублению и закреплению знаний;

дидактическая игра - вид деятельности, включающий в себя два начала - игровое, когда центр тяжести перемещается с результата на процесс деятельности, и познавательное;

дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Подласый И.П. дал следующее определение: "Дидактическая игра - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. В процессе каждой игры ребенок выступает активным преобразователем действительности".

Обращает на себя внимание неординарное суждение о сущности дидактической игры, высказанное П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. По их мнению, "игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения - вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно - взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности. Сама же учебная игра -есть целеустремленная самостоятельная деятельность . школьников, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков, их применение для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы". Вслед за учеными мы признаем обучающую направленность дидактической игры и ее двуплановый характер в учебном процессе, позволяющий органично сочетать игру с другими видами деятельности, что дает нам возможность сформулировать рабочее определение игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...

Методика преподавания курса информатики
Цели образования являются прерогативой государства, которое на основе действующей законодательной базы формирует общие принципы своей педагогической политики. Согласно Статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в числе таких принципов на первом месте стоит « .гуманистический характер обр ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация