Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Материалы о педагогике » Методика преподавания русского языка в коррекционной школе » Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Страница 4

В "Российской педагогической энциклопедии" дается следующее определение дидактической игры: "Дидактические (педагогические) игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры".

Каковы же общие особенности педагогических игр? Г. Ляпина в своих исследованиях выделяет следующие особенности:

игра активизирует психические процессы деятельности ученика (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, речь, моторика);

игра строится на добровольных началах;

игра создает более благоприятные условия для развития творческих способностей;

во время игры учащиеся получают глубокое удовлетворение, радость.

Коротков И.М. и Кайданов B.C. отмечают, что игра - это деятельность, которая является:

добровольной, т.е. игрок не обязан в ней участвовать;

инициативной, не терпящей пассивности;

обособленной, т.е. протекающей в точных, заранее определенных пространственных и временных рамках;

неопределенной, т.е. не имеющей предсказуемого развития и результата;

непродуктивной, т.е. не приводящей к созданию материальных благ;

творческой, требующей применения имеющихся знаний;

иллюзорной, когда участник полностью осознает, что он действует в рамках условий реальности, в отличие от повседневной жизни.

В дидактической литературе соответственно этим особенностям выделяют три наиболее распространенных вида игровых действий: это игры дидактические, игры - упражнения и игры сюжетно - ролевые. Для каждого из этих видов определилось наличие специфических черт, отражающих своеобразие его задач. Критерием отнесения игры к тому или иному виду в известной степени может служить характер психологического воздействия игры на учебно-познавательную деятельность учащихся и на различные стороны личности. Одни игры развивают восприятие и мышление, другие -воображение, третьи - внимание и память.

Г. Ляпина к дидактическим играм относит такие игры, которые входят, непосредственно, в состав урока и служат преимущественно углублению и закреплению урочного материала. Учащиеся в дидактических играх не инсценируют никаких действий, а лишь рассказывают о событиях, которые вошли в содержание игры. Активность учащихся выражается в устных сообщениях, рассказах, вопросах, ответах, в их личных суждениях, и действуют они в обычной школьной обстановке. Дидактическая игра обладает свойством стимулирования развития восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. К ним относятся в основном воображаемые путешествия. Л.К. Чилингирова и Б.С. Спиридонова отмечаю, что дидактические игры относятся к виду "игр по правилам", в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно - волевого и эмоционального.

Процесс игры всегда подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры. В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры (лото, домино и др.), предметно - словесные и словесные.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умение расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет. Эти игры основаны на соревнованиях в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями .

Игровые упражнения - это дидактические упражнения, которые носят игровой характер. Они уменьшают степень нервно - психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают результативному овладению знаниями. Игры -упражнения также проводятся непосредственно на уроке, но занимают значительно меньше учебного времени. Они не включают ни реальных действий, ни рассказа о воображаемых действиях и направлены лишь на совершенствование определенных познавательных способностей учащихся. Игры - упражнения развивают память, мышление, внимание и т.д. К таким играм можно отнести разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, анаграммы и др. Игровые упражнения могут именоваться играми, и для их выполнения учащимся должны даваться конкретные указания. Такие упражнения проводятся в процессе обучения, и при том только под руководством преподавателя, т.к. учащиеся не могут самостоятельно организовать их проведение.

Следующая группа учебных игр - игры творческие, сюжетно -ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры - путешествия. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этого вида деятельности. Воображение осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего - либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при пр ...

Проектирование личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса технической подготовки боксера
На рисунке 1 представлена блок-схема личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса, важными компонентами которого являются следующие основания: 1. Особенности современного социального заказа определяют модельные представления о воспитаннике спортивной школы – развитие их субъектной акти ...

Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...

Навигация