Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Материалы о педагогике » Методика преподавания русского языка в коррекционной школе » Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе

Страница 4

В "Российской педагогической энциклопедии" дается следующее определение дидактической игры: "Дидактические (педагогические) игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры".

Каковы же общие особенности педагогических игр? Г. Ляпина в своих исследованиях выделяет следующие особенности:

игра активизирует психические процессы деятельности ученика (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, речь, моторика);

игра строится на добровольных началах;

игра создает более благоприятные условия для развития творческих способностей;

во время игры учащиеся получают глубокое удовлетворение, радость.

Коротков И.М. и Кайданов B.C. отмечают, что игра - это деятельность, которая является:

добровольной, т.е. игрок не обязан в ней участвовать;

инициативной, не терпящей пассивности;

обособленной, т.е. протекающей в точных, заранее определенных пространственных и временных рамках;

неопределенной, т.е. не имеющей предсказуемого развития и результата;

непродуктивной, т.е. не приводящей к созданию материальных благ;

творческой, требующей применения имеющихся знаний;

иллюзорной, когда участник полностью осознает, что он действует в рамках условий реальности, в отличие от повседневной жизни.

В дидактической литературе соответственно этим особенностям выделяют три наиболее распространенных вида игровых действий: это игры дидактические, игры - упражнения и игры сюжетно - ролевые. Для каждого из этих видов определилось наличие специфических черт, отражающих своеобразие его задач. Критерием отнесения игры к тому или иному виду в известной степени может служить характер психологического воздействия игры на учебно-познавательную деятельность учащихся и на различные стороны личности. Одни игры развивают восприятие и мышление, другие -воображение, третьи - внимание и память.

Г. Ляпина к дидактическим играм относит такие игры, которые входят, непосредственно, в состав урока и служат преимущественно углублению и закреплению урочного материала. Учащиеся в дидактических играх не инсценируют никаких действий, а лишь рассказывают о событиях, которые вошли в содержание игры. Активность учащихся выражается в устных сообщениях, рассказах, вопросах, ответах, в их личных суждениях, и действуют они в обычной школьной обстановке. Дидактическая игра обладает свойством стимулирования развития восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. К ним относятся в основном воображаемые путешествия. Л.К. Чилингирова и Б.С. Спиридонова отмечаю, что дидактические игры относятся к виду "игр по правилам", в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно - волевого и эмоционального.

Процесс игры всегда подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры. В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры (лото, домино и др.), предметно - словесные и словесные.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умение расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать сам предмет. Эти игры основаны на соревнованиях в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями .

Игровые упражнения - это дидактические упражнения, которые носят игровой характер. Они уменьшают степень нервно - психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают результативному овладению знаниями. Игры -упражнения также проводятся непосредственно на уроке, но занимают значительно меньше учебного времени. Они не включают ни реальных действий, ни рассказа о воображаемых действиях и направлены лишь на совершенствование определенных познавательных способностей учащихся. Игры - упражнения развивают память, мышление, внимание и т.д. К таким играм можно отнести разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, анаграммы и др. Игровые упражнения могут именоваться играми, и для их выполнения учащимся должны даваться конкретные указания. Такие упражнения проводятся в процессе обучения, и при том только под руководством преподавателя, т.к. учащиеся не могут самостоятельно организовать их проведение.

Следующая группа учебных игр - игры творческие, сюжетно -ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры - путешествия. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этого вида деятельности. Воображение осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего - либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Оздоровительный бег
В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений. Никогда ранее люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры: бегом, закаливанием, туристическими походами и т.д. наибольшую популярность получил оздоровительный бег, быстро приобре ...

Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования
Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее ...

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Навигация