Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей

Страница 3

Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Т.е. перед учителем можно выдвинут такие задачи:

Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы имеющую литературную и не литературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции другого человека).

Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

Повседневный опыт детей в учебной деятельности следует использовать шире.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Но творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся.

Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода учащихся, особенности их физического, психического и социального развития.

Если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, методы и средства для достижения цели. Особого внимания требует мотивация деятельности, ведь именно она определяет интерес к работе. Учителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию, сформировать у учащихся познавательный интерес.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Не для кого не секрет, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию информации.

В наше время проблемой формирования познавательных интересов и активизацией познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как В.Н. Липник, В.А. Филлипова, А.С. Роботова, И.Я. Ланина.

В.Н. Липник пишет что»… избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету интереса. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов данной предметной области обязательно связано и с отношением к ней».

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Организация дидактических игр в средней группе
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В ...

Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...

Вопросы общей организации труда учителя в школе
Учитель работает в коллективе, следовательно, усовершенствование его деятельности в первую очередь связано с обшей организацией труда в школе. Успех в решении этого вопроса приходит тогда, когда руководители школы, весь педагогический коллектив глубоко осознают, что ведущим направлением научной орг ...

Навигация