К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко считали, что самым главным фактором учения, является интерес.
К.Д. Ушинский справедливо писал, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы, значительного волевого усилия.
Щукиной Г.И. приводятся некоторые трактовки интереса:
– Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей, помыслов (Рубинштейн С.Л.)
– Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Фрейер Д.) и как своеобразная чувствительность ребенка (Бюлер Ш.)
– В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий
– Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Гордон Л.А.)
– «Это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью». (Ковалев А.Г.)
Интерес – это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению, так трактует Немов Р.С.
В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т.е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду.
Материалы по педагогике:
Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного
возраста
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различат ...
Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения
Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения строится по тематическому плану и включает следующие этапы работы: Таблица 5. Тематический план индивидуальной работы № Этапы работы Кол-во занятий 1 Диагностический 2 2 Подготовительный 7 3 Постановка звука 7 4 Автоматизация звука 7 5 Д ...
Возрастные аспекты воспитания и обучения
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростков ...