Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Материалы о педагогике » Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи » Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Страница 5

В отличие от Руссо И.Г. Песталоцци наоборот считал необходимым и обязательным раннее обучение детей правильной речи, говорил о необходимости "не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию".

Причиной недостатков детской речи К.Д. Ушинский называл слабое развитие внимания у ребенка, отчего может быть "речь его очень отрывиста и бессвязна, выговор слов плох". Другой причиной неправильной речи ребенка, по его мнению, может являться то обстоятельство, что овладевая языком взрослых, он еще не вырос до этого языка, и потому "множество слов, употребляемых ребенком, еще не сделалось его духовным достоянием".

К числу недостатков детской речи великие педагоги, как указывалось выше, относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фразовой речи, недостатки использования выразительных средств, а также "излишне гладкое пустоговорение". В связи с этим настоятельно подчеркивается значимость воспитания содержательности речи и разумного пользования ею детьми.

"Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать", - писал Коменский. И предупреждал, что учить ребенка "только умению говорить и не учить вместе с тем понимать - это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение". Две особенности, по его мнению, решительно отличают человека от животного: разум и речь. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы.

В.Ф. Одоевский, чтобы предупредить детскую болтливость рекомендовал следить за своей речью с детьми, чтобы она была четкой, простой, краткой, без рассеянности и небрежности.

К.Д. Ушинский настоятельно требовал бороться с детской болтливостью. "Всякие упражнения речи, - писал он, - не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее".

В целях воспитания правильной во всех отношениях устной речи детей К.Д. Ушинский рекомендовал выделять в каждом классе ежедневно 10-15 минут, чтобы приучить детей "к особенно ясному, отчетливому, слогораздельному произношению каких-либо небольших, вполне ими осознанных фраз; причем должно наблюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффективно". Тогда ученики привыкнут к ясному слогораздельному произношению фраз, и учителю не придется бороться с дурным произношением детей, "которое по большей части является причиной и дурного правописания".

В конкретные, обязательные задачи наставника Ушинский включал необходимость исправления недостатков детской речи, пополнение словарного запаса ребенка и обучение его грамматически правильной речи.

В работах прогрессивных мыслителей рефреном звучит указание о необходимости определенной системы обучения детей правильной речи. В основе формирования такой речи должны лежать последовательно усложняемые и систематические упражнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...

Психолого - педагогическая характеристика учащегося
Жулидов Александр Александрович. Родился 2 февраля 1997 года в селе Питерка. Воспитывается в полной семье. Отец - преподаватель физкультуры, мать - музыкальный руководитель в детском саду. Материальный достаток в семье среднего уровня. Любимым предметом считает историю и обществознание, а так же ли ...

Требования к правильному составлению тестов. Основные правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...

Навигация