Младший школьник и его особенности отношения к живому

Страница 2

Естественно-культурные задачи младшего школьного возраста предполагают:

§ завершения мозга(лобных долей и т.д.), нервной и других систем организма;

§ децентрацию психики (ощущение синкретичной связи с миром должно смениться представлением о выделенности ребёнка из мира: формула «Я= мир» должна вытесниться формулой «Я и мир», где «и»- соединительный, а не противительный союз);

§ реализацию таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, привычка к более длительным физическим и психическим усилиям, к занятию неинтересным делом; способность понимать цель своей деятельности, поведения, отношений; умение действовать «во внутреннем плане» ( т.е. выполнять задания «в ум», без реального манипулирования предметами, без письменной фиксации) и т.д.

Итак, ценность младшего школьного возраста потенциально обусловлена новой ситуацией, поскольку ребёнок включается в систематический образовательный процесс. Ценность этого возраста отражают и возрастные задачи, от успешности, решения которых зависит и положение ребёнка среди сверстников, и отношение к нему взрослых, и его собственная самооценка.

Решение объективно существенных (общих, особенных и единичных) возрастных задач становится возможным, если взрослые сами действуют в соответствии с задачами возраста и помогают ребёнку принять эти задачи и овладеть эффективными способами самовоспитания.

Младший школьник существо безмятежное, бесконфликтное, в этом возрасте, мол, нет противоречий. В действительности же и конфликты, и противоречия существуют. Иногда они скрыты от глаз окружающих, но достаточно часто открыто демонстрируются младшими школьниками, осложняя их жизнь и воспитание. Именно поэтому разрешение противоречий - одна из глобальных задач младшего школьного возраста.

И всё же, несмотря на это, до сих пор традиционно считается, что работать с младшими школьниками, воспитывать их – легко, , ибо они, с одной стороны, якобы некритичны по отношению к взрослому, а с другой стороны- ещё слабо ориентированы на внешкольное общение, на сверстников. Это безусловное заблуждение. Оно объясняется в первую очередь тем, что младшие школьники априори искренне признают высокий авторитет учителя и для большинства из них характерна установка на послушание и беспрекословное выполнение требований взрослого.

Однако современные младшие школьники гораздо критичнее и внутреннее более независимы, чем кажутся. Это объясняется тем, что они, как правило, уже имеют длительный опыт общения со многими взрослыми, и не только с родственниками, например с воспитателями детского сада. По своему жизненному опыту они уже знают, что взрослые не всегда бывают правы. Многим детям пришлось пережить развод родителей, и теперь им постоянно приходиться выбирать между мамой и папой, давать им оценку и т.д. Всё это стимулирует, с одной стороны, более независимое, чем это было раньше, восприятие мира и более самостоятельное поведение младших школьников, а с другой - повышает ориентацию на не традиционные для данного возраста авторитеты- одноклассников, друзей по поводу и т.д.

Самоуважение современных детей к учителю базируется на иных основаниях, чем прежде. Действительно, учитель сейчас всё реже выполняет для них роль единственный и поэтому бесспорного источника знаний. Учителю приходиться терпеть конкурировать с телевидением, книгами энциклопедического характера и т.д. таким образом, учитель для современного младшего школьника - не единственных, не «самый главный», а лишь один из авторитетных и уважаемых взрослых. Информацию, которую младшие школьники получают на уроках, они далеко не всегда воспринимают как истину последней инстанции. Многие из них (особенно мальчики) готовы её дополнить, уточнить, поделиться собственными наблюдениями и впечатлениями, а иногда и аргументировано возразить не только однокласснику, но даже учителю.

Жизненный опыт позволяет современному младшему школьнику иметь собственные представления о «добре и зле», о путях разрешения конфликтов со сверстниками, поэтому при решении спорных вопросов, не связанных с деятельностью на уроке (межличностные отношения, утверждения нравственных ориентиров, поведения на улице и т.д.) , младшие школьники не так часто, как раньше, прибегают к авторитету учителя, ориентируясь на его мнение. И всё же в большинстве случаев дети приходят в школу с установкой на уважительное отношение к учителю, на подчинение ему, готовы любить своего первого педагога. Такая исходная установка сначала оправдывает в глазах детей любое поведение учителя, они готовы принять, авторитарность и признательны за строгость. Однако постепенно у многих детей формируется более критичное и дифференцированное отношение к учителю.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Организация дидактических игр в старшей группе
Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы, учитывает их возрастные возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5 - 6 лет выполня ...

Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий
Несмотря на то, что технические средства обучения (ТСО) активно используются в учебном процессе, они являются вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль в традиционном обучении принадлежит преподавателю. Общение преподавателя со студентом составляет основу передачи информации, важно ...

Массовая внеклассная работа по химии
Массовая внеклассная работа по химии включает мероприятия, охватывающие не только учащихся, интересующихся химией, но и всех остальных. К таким мероприятиям относятся химические вечера, научно – практические и читательские конференции, химические олимпиады, дни, недели, месячники химии, экскурсии н ...

Навигация