Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения этой задачи рассматриваемой наши проблемы особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все эти объекты окружающей среды являются ценностями, удовлетворяющие разнообразные потребности человека (и общества): практические, познавательные, эстетические, нравственные.
Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал отношения к природе - это поведение, при котором гармонически сочетаются общественные и личные интересы. Гуманизм - характерная черта идеала поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков. Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать по защите природной среды. Оценка - это отражение явлений действительности с точки зрения духовного мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность - сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами поведения человека. В нравственном убеждении принято различать: познавательный компонент - знание о моральной норме; отношение к этому знанию - уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими знаниями.
Для совершения ответственного поступка необходима сформированность и такого свойства личности, как способность действовать. Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю, настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в конкретных ситуациях и разных сочетаниях.
Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. О бережном отношении свидетельствует:
культура индивидуального поведения в природном окружении;
активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и улучшению окружающей среды, в пропаганде идей охраны природы.
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.
Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно в результате интеллектуального развития формируется представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной среды - основа научного понимания многообразной ценности природы, что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности.
В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса.
Исходя, из предложенных, моделей деятельность воспитателя строиться по следующим направлениям:
готовность и способность к практическим действиям по бережному использованию, защите и улучшению живой среды. Особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей среды(естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры.
Материалы по педагогике:
Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по социализации детей с
нарушением слуха
Целью итогового этапа является в определении эффективности предложенных мероприятий для успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. Для реализации данной цели были использованы методики аналогичные констатирующему эксперименту. Так повторный срез оценки зн ...
Модель процесса формирования культуры делового
общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...
Массовая внеклассная работа по химии
Массовая внеклассная работа по химии включает мероприятия, охватывающие не только учащихся, интересующихся химией, но и всех остальных. К таким мероприятиям относятся химические вечера, научно – практические и читательские конференции, химические олимпиады, дни, недели, месячники химии, экскурсии н ...