Результаты, отраженные в Таблице 2 дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался только у трех человек, средний уровень – у девятнадцати (несоблюдались паузы, несоответствие темпа чтения, нарушения логического ударения, нечеткое произношение), низкий уровень у двух человек.
Таким образом, проанализировав результаты чтения с установкой на выразительность (констатирующий эксперимент), пришли к выводу, что у половины читающих слабо развита выразительность чтения, следовательно, работа над выразительностью чтения с учащимися третьих классов необходима и обязательна. В соответствии с выводами, сделанными на этапе констатирующего эксперимента, спланировали, организовали и провели формирующий эксперимент (3 «А» класс – экспериментальный).
Цель обучающего эксперимента, исходя из результатов констатирующего – обучение младших школьников выразительному чтению художественных произведений. На этапе формирующего эксперимента сначала проводились упражнения на дыхание и на отработку дикции (Приложение); затем проведена работа по выразительному чтению следующих произведений: С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…», «Береза», И.С.Никитин «Утро».
Процесс обучения выразительному чтению включал:
Тренировочные упражнения для развития дыхания и дикции.
Подготовка к восприятию текста.
Тщательный анализ произведения с выявлением изобразительно-выразительных средств языка.
Составление партитуры («нот») выразительного чтения.
Выразительное чтение учителем.
Использование произведений живописи.
Проверка первичного восприятия с помощью вопросов: «Какие чувства при чтении произведения возникли у вас? Что взволновало вас в этом стихотворении? Какие картины возникли в вашем воображении? Каким вы представили лирического героя?»
В соответствии с рекомендациями были разработаны и проведены уроки обучения выразительному чтению названных произведений (Приложение).
Например, работая над произведением С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…», обратили внимание детей на то, какое слово избрал поэт «покинул». Какими словами можно выразить эту мысль? Дети называли слова «уехал», «ушел», «расстался», «оставил». Почему поэт сказал именно так, «Я покинул родимый дом…?» «Уехал не по своей воле, надолго, наверняка долго не вернется». Дети почувствовали грусть, таску лирического героя. «Что покинул поэт?» «Родимый дом». «Давайте сравним слово «родимый» и «родной». Они похожи по смыслу? Какое слово вызывает большее сочувствие, сопереживание читателя?» «Родимый». «Значит, это слово – эпитет». после работы над стихотворением детям предлагалось составить устный рассказ на тему «Мои мысли и чувства после прочтения стихотворения». Полный анализ стихотворения представлен в приложении.
На уроке внеклассного чтения проводилась работа над метафорой в процессе чтения стихотворения «Утро» И.С.Никитина.
На уроках чтения анализировали стихотворения, составляли партитуру – «ноты» выразительного чтения (паузы, логические ударения), пробуждали у детей чувство сопричастности к судьбе поэта, его тоске, помогали детям глубоко осмыслить произведение. На каждом уроке литературного чтения давали упражнения для развития дыхания, дикции, что способствовало развитию речи учащихся.
Проанализировав результаты деятельности учащихся на этапе формирующего эксперимента в 3 «А» классе, сделали вывод, что ученики стали более внимательно читать стихотворение, вдумываться в содержание, воспринимать настроение, чувства поэта, его переживания.
Использование специальных упражнений проявилось в более внимательном отношении к лирической поэзии, попытка детей передать с помощью интонации сопереживание лирическому герою, проявили интерес к составлению нот выразительного чтения. Дети стали более активны на уроках литературного чтении, стремились высказать свои мысли, поделиться чувствами после прочтения лирических стихотворений.
Контрольный этап эксперимента, который проходил 4 апреля, показал определенную динамику развития выразительности чтения художественных произведений у учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса. В качестве экспериментального стихотворения предложили «Котенок» Е.А.Благининой.
Результаты контрольного среза оформлены в виде таблицы (Приложение ), содержащих показатели выразительного чтения.
В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было получено следующее:
|
Уровень развития выразительности |
Количество баллов |
Количество учащихся |
Количество учащихся (в %). |
|
Высокий |
28-21 |
10 |
50 |
|
Средний |
20-13 |
10 |
50 |
|
Низкий |
12 и ниже |
0 |
0 |
Материалы по педагогике:
Образование как социокультурный феномен и
педагогический процесс
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процес ...
Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный ...
Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди от ...