Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников

Страница 3

Результаты, отраженные в Таблице 3, дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался уже у 10 человек; средний у 10, а с низким уровнем не оказалось ни одного ученика.

Далее в ходе анализа полученных данных в 3 «Б» классе было получено следующее:

Уровень развития выразительности

Количество баллов

Количество учащихся

Количество учащихся (в %).

Высокий

28-21

2

8,3

Средний

20-13

22

91,6

низкий

12 и ниже

0

0

Результаты, отраженные в Таблице 4, дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался только у двух человек, то есть читали технически правильно, четкое произношение, правильные словесные ударении, соблюдение интонации в соответствии с содержанием текста; средний уровень у 22 человек, то есть не соблюдались паузы, темп чтения, нарушались логические ударения; с низким уровнем не оказалось ни одного ученика. Получили следующую динамику литературного развития (Приложение).

Таким образом, проанализировав результаты деятельности учащихся на этапе контрольного эксперимента, пришли к выводу: выявилась динамика развития выразительности чтения лирических произведений. Вместо 25 % на констатирующем этапе эксперимента, на контрольном срезе же 50 учащихся 3 «А» класса (экспериментального) читают технически правильно, с пониманием текста, выразительно, не делая ошибок; тогда как в 3 «Б» классе (контрольном) результаты при учете существенно не изменились.

Сопоставив данные констатирующего этапа с результатами, полученными на контрольном этапе эксперимента, выявили и отразили динамику развития качества выразительного чтения в диаграммах (Приложение).

В качестве еще одного показателя повышения уровня выразительного чтения лирических произведений является высокая оценка жюри, которая была поставлена некоторым учащимся 3 «А» класса на конкурсе чтецов, проводимого между учащимися начальных классов.

Проанализировав и сравнив результаты констатирующего среза с результатами контрольного в 3 «А» классе (экспериментальном), сделали вывод о том, что результаты учета выразительного чтения лирических произведений существенно изменились в лучшую сторону.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась.

Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений младших школьников является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.

Художественное чтение — это искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность — эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.

Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, сделали вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся 4- ого класса в процессе чтения лирических стихотворений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия техники чтения, подобрали упражнения для развития выразительности устной речи. Также представили методику организации этого процесса, разработали и привели уроки, занятия, упражнения по этой проблеме, проанализировали ведущие методы и приемы обучении выразительному чтению учащихся младших классов, их место и роль в процессе обучения выразительному чтению.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Почему оригами нравится учителям и детям
– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! – Для занятий нужна только бумага и ваши знания! – С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть – Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей – ...

Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. В исследованиях наших аспирантов (Бахтина О.В., Волощенко И.И., Г.Г. Лаптиева, ...

Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов
Профессия педагога возникла вместе с появлением такого социального институт как школа. Первые школы появляются в Древнем Египте, затем в Греции: школа грамматиста, кифариста, Палестра, Эфибия, Академия. А первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Именно он первым п ...

Навигация