В своем стремлении «распространять науки в России» Ломоносов не ограничивался только учебной и учебно-организационной деятельностью. Он был, если сказать современным языком, первым популяризатором науки в России. Прекрасным образцом такого рода деятельности являются его «Слова»: «Слово о пользе химии» (1751), «Слово о происхождении света .» (1756), «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757), «Слово о явлениях воздушных .» (1753).
В «Слове о пользе химии» Ломоносов увлеченно рассказывает слушателям о всех тех явлениях природы, изучение которых требует знания химии. Определив химию как науку, развивающуюся в тесной связи с физикой и математикой, Ломоносов показывает, как с ее помощью можно познать свойства «первоначальных частиц, тела составляющих». Предельно просто говорится о необходимости химических знаний при изучении цветов, вкусов и запахов, в медицине («медик без довольного знания химии совершен быть не может») и фармакопее, при изучении физических свойств веществ и т. п. Разделив «приобретенные познания» на «науки и художества», Ломоносов показывает применение химии в различных «художествах» — ремеслах, технике, изобразительном искусстве.
Столь же наглядно и просто знакомит Ломоносов в других «Словах» слушателей со своими научными идеями и с достижениями науки того времени. Все эти «Слова» были прочитаны на публичных заседаниях Академии наук. Страстные, образные, проникнутые любовью к наукам выступления Ломоносова приобщали к знаниям людей, далеких от науки, или, по крайней мере, внушали им уважение к научным занятиям, ибо занимающийся ими «не токмо себе, но и целому обществу, а иногда и всему роду человеческому пользою служит».
Изданные отдельными книгами «Слова» Ломоносова служили распространению научных знаний в России того времени. Хотя просветительская патриотическая программа при жизни Ломоносова не была осуществлена, она имеет непреходящее культурное значение, как отправная точка, как начало русского просвещения.
Материалы по педагогике:
Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических
трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...
Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...
Методика построения педагогического эксперимента
На данном этапе исследования перед нами стояли следующие задачи: Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей. Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в ...