Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы. Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации и т.д. Важнейшее значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффективность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации. Урок истории – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени. Урок истории – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: он отличается более строгой организационной структурой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика.
Я ознакомилась с конкретной методикой преподавания моего учителя истории.
Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Мировой и Великой Отечественной войн"
Цели урока:
Обучающая - познакомить учащихся с началом Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, определить их причины; познакомить учащихся с порядком работы по изучению этих событий в рамках модуля;
Развивающая - продолжить формирование умений и навыков работы с компьютерным учебником, с историческими документами;
Воспитательная - воспитывать уважение к историческому прошлому, патриотические качества.
Оборудование урока:
учебник "История России. ХХ век " 11 кл. /Островский В.П., Уткин А.И.;
компьютерный учебник "История России. ХХ век"/ Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. - М.: "Клио Софт", 2005;
презентация "Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн" и мультимедийное устройство; фрагменты из планов "Барбаросса" и "Ост"
План урока:
1. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне войны (проверка д/з и актуализация знаний).
2. Начало Второй мировой войны, ее причины и периодизация (использование презентации).
3. Планы фашистской Германии в войне с СССР (анализ исторических документов).
4. Начало Великой Отечественной войны (самостоятельная работа учащихся).
Ход урока
В начале урока на экран выводится слайд презентации и учитель объявляет тему урока, объясняет обучающую цель и знакомит учащихся с порядком работы по изучению модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны». В целях актуализации знаний учащихся учитель организует опрос в форме беседы по изученному ранее в курсах истории России и всеобщей истории материалу.
Вопросы:
1. В чем проявлялось нарастание напряженности в международных отношениях в 30-е гг.?
2. Когда и почему был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?
3. Какие территории вошли в состав СССР накануне войны?
4. В чем проявилась недостаточная подготовка СССР к войне?
5. Дайте общую характеристику внешнеполитического курса СССР в 30-е гг.
Изучение нового материала проводится учителем с использованием презентации. На экран выводится слайды и учитель объясняет когда и как началась Вторая мировая война.
Учитель объясняет учащимся точки зрения о периодизации Второй мировой войны и предлагает один из вариантов периодизации, а учащиеся заполняют таблицу:
Материалы по педагогике:
Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и
прикладные задачи социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной педагогики ...
Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...
Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся
поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...