Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Страница 4

Расположенность к художественному творчеству проявляется в эти годы в самых разных направлениях. Во многих школах издаются рукописные журналы, где можно встретить не только стихи, но и рассказы, и сценарии девятиклассников. В оформлении таких журналов, как и стенных газет стар­ших классов, нередко привлекают к себе внимание сложные, выразительные и самостоятельные по замыслу рисунки. Уче­ники IX-Х классов часто бывают авторами и исполнителями театрализованных сценок, в частности для школьных радиопередач. Тот же возраст, как показывает опыт школ, имеющих кинолабораторию, — период, уже благодарный и для творческих занятий киносъемкой.

Жанр сочинений-рецензий, кроме того, что он требует ''решения собственно литературной задачи, выявляет как бы две стороны возможностей подростков: с одной стороны, их впечатлительность, эстетические чувства, с другой — их возросшие способности анализировать и судить. Работы учащихся показывают, что в старшем школьном возрасте о эти стороны восприятия художественных произведений мо гут уже гармонически сочетаться.

Девятиклассникам может быть свойственна не только взволнованность отклика на творения искусства. Подростков с достаточно высокой общей подготовкой отличает свобода, нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. Именно в старшем школьном возрасте естественно сосуществуют достоинства «мыслительного» типа и достоинства «художественного» типа (об этих типах еще будет идти речь в третьей главе книги).

Отмеченные особенности свидетельствуют о том, что старший подростковый возраст заключает в себе исключительно благоприятные предпосылки для широкого, многостороннего умственного развития.

Существенное значение имеет возросшая зрелость волевой сферы: старшеклассники уже могут длительно напрятать усилия, не пасовать перед трудностями, сознательно преодолевать препятствия. К полноте сегодняшней жизни их толкает рост психических и физических сил, новая ступень зрелости.

И вместе с тем их поведение заметно окрашивается ожиданием, предчувствием будущего.Девятиклассники нередко обнаруживают некоторую неудовлетворенность настоящим, расположенность к критичности и как бы осознают свою предуготовленность к более значительным делам. Чрезмерность притязаний может приводить к своеобразному разладу с окружающим.

Новый уровень психической зрелости часто проявляется также в особой нетерпимости к личностным слабостям окружающих, в своеобразной взыскательности в отношениях с людьми.

Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что старшеклассники предъявляют высокие нравственные требова­ния к родителям. У школьников 15-16 лет заметно не просто противопоставление себя родителям (многие становятся бли­же к родителям, чем в 12-13 лет), а как бы несколько иной, чем прежде, подход к ним: теперь родители получают нравственную оценку. Имеется много свидетельств того, что старшеклассники очень склонны вершить моральный суд над родителями. Бдительно, с особым пристрастием осмысливают они поведение тех, от кого столь многое зависит в их жизни и кого они так хорошо знают. В результате в одних случаях чувство к родителям дополняется уважением к их личности, становится более сознательным, в других — под­вергается серьезным испытаниям. В эти годы возможно не только усиление любви к родителям (воспитателям), наме­ренное уподобление им, но и установка на преодоление их влияния, отталкивание от них. Когда родители (или один из них) действительно не обладают необходимым человеческим достоинством или же в семье неурядицы, делающие невозможными нормаль­ные взаимоотношения, тогда у старшего подростка не одно лишь нравственное страдание, но во многом и идей­ная драма (особенность морали ранней юности — ее бескомпромиссность). Нравственные переживания могут быть значительными и вследствие отсутствия необходимых контактов с родителями и от чрезмерности запросов старшего подростка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности. Социально-п ...

Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди от ...

Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...

Навигация