Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Страница 4

Расположенность к художественному творчеству проявляется в эти годы в самых разных направлениях. Во многих школах издаются рукописные журналы, где можно встретить не только стихи, но и рассказы, и сценарии девятиклассников. В оформлении таких журналов, как и стенных газет стар­ших классов, нередко привлекают к себе внимание сложные, выразительные и самостоятельные по замыслу рисунки. Уче­ники IX-Х классов часто бывают авторами и исполнителями театрализованных сценок, в частности для школьных радиопередач. Тот же возраст, как показывает опыт школ, имеющих кинолабораторию, — период, уже благодарный и для творческих занятий киносъемкой.

Жанр сочинений-рецензий, кроме того, что он требует ''решения собственно литературной задачи, выявляет как бы две стороны возможностей подростков: с одной стороны, их впечатлительность, эстетические чувства, с другой — их возросшие способности анализировать и судить. Работы учащихся показывают, что в старшем школьном возрасте о эти стороны восприятия художественных произведений мо гут уже гармонически сочетаться.

Девятиклассникам может быть свойственна не только взволнованность отклика на творения искусства. Подростков с достаточно высокой общей подготовкой отличает свобода, нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. Именно в старшем школьном возрасте естественно сосуществуют достоинства «мыслительного» типа и достоинства «художественного» типа (об этих типах еще будет идти речь в третьей главе книги).

Отмеченные особенности свидетельствуют о том, что старший подростковый возраст заключает в себе исключительно благоприятные предпосылки для широкого, многостороннего умственного развития.

Существенное значение имеет возросшая зрелость волевой сферы: старшеклассники уже могут длительно напрятать усилия, не пасовать перед трудностями, сознательно преодолевать препятствия. К полноте сегодняшней жизни их толкает рост психических и физических сил, новая ступень зрелости.

И вместе с тем их поведение заметно окрашивается ожиданием, предчувствием будущего.Девятиклассники нередко обнаруживают некоторую неудовлетворенность настоящим, расположенность к критичности и как бы осознают свою предуготовленность к более значительным делам. Чрезмерность притязаний может приводить к своеобразному разладу с окружающим.

Новый уровень психической зрелости часто проявляется также в особой нетерпимости к личностным слабостям окружающих, в своеобразной взыскательности в отношениях с людьми.

Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что старшеклассники предъявляют высокие нравственные требова­ния к родителям. У школьников 15-16 лет заметно не просто противопоставление себя родителям (многие становятся бли­же к родителям, чем в 12-13 лет), а как бы несколько иной, чем прежде, подход к ним: теперь родители получают нравственную оценку. Имеется много свидетельств того, что старшеклассники очень склонны вершить моральный суд над родителями. Бдительно, с особым пристрастием осмысливают они поведение тех, от кого столь многое зависит в их жизни и кого они так хорошо знают. В результате в одних случаях чувство к родителям дополняется уважением к их личности, становится более сознательным, в других — под­вергается серьезным испытаниям. В эти годы возможно не только усиление любви к родителям (воспитателям), наме­ренное уподобление им, но и установка на преодоление их влияния, отталкивание от них. Когда родители (или один из них) действительно не обладают необходимым человеческим достоинством или же в семье неурядицы, делающие невозможными нормаль­ные взаимоотношения, тогда у старшего подростка не одно лишь нравственное страдание, но во многом и идей­ная драма (особенность морали ранней юности — ее бескомпромиссность). Нравственные переживания могут быть значительными и вследствие отсутствия необходимых контактов с родителями и от чрезмерности запросов старшего подростка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям. Настой ...

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Анализ результатов констатирующего исследования
Представим анализ полученных данных. а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком); По окончании исследования мы получили следующие результаты. Экспериментальная группа № 1: 1. Надя К. - незащищенность, тревожность, депрессивност ...

Навигация