Гораздо более интересными становятся сочинения учащихся. Известно, что для умственной продукции школьников характерно преподнесение мыслей учителя в качестве собственных суждений. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что в сочинениях и ответах учеников дословно повторяются рассуждения учителя (или воспроизводятся мысли, взятые из учебного пособия) без ссылки на источник и иногда со значительным пафосом; нередко при этом пишется (или говорится): «по-моему», «мне кажется», «я думаю» и т.п. В таких случаях далеко не всегда следует видеть желание ввести в заблуждение: вписывая в свои работы или произнося вслух в классе запомнившиеся им мысли, ученики могут просто не задумываться о чьей-то собственности на эти мысли; они зачастую не делают здесь различия между своим и чужим и бывают вполне искренни в своем пафосе (ученики с такой непосредственностью и наивностью присваивают мнения и отдельные выражения учителя, может быть, потому, что учебный процесс в школе во многом сводится к запоминанию и повторению: по отношению к основной массе учебного материала у школьников нет ни возможности, ни надобности иметь точку зрения, отличную от предлагаемой им.) В старших классах подобная внушаемость заметно уменьшается, по мере того как ученики начинают критически мыслить, спорить, задавать вопросы по существу проблем.
Конечно, многое зависит от манеры педагога излагать материал и спрашивать по нему. Но и там, где преподаватели специально не заботятся о развитии активности учащихся, обнаруживается, что самый ход анализа, способы доказательства общих положений могут заинтересовать учащихся так же, как и какие-нибудь конкретные сведения. Более того, немалому числу учеников теперь нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений. На уроках истории и литературы уже нельзя долго держать учащихся только на занимательных фактах. Учащихся теперь занимает не только (и даже не столько) их внешняя сторона, но и значение наблюдаемых явлений по существу, их научный смысл.
Правда, в небольшом, а иногда и в значительном количестве наглядный материал необходим — он легко усваивается, он нравится ученикам. Но наглядные демонстрации и конкретные факты для старшеклассников перестали быть самоцелью — любознательность учеников не может быть удовлетворена без определенных обобщений, без выводов. Старшеклассники склонны уже и сами производить обобщения. Учащиеся теперь проявляют гораздо больше самостоятельности в занятиях. Они уже могут подготовить по любому учебному предмету доклады, требующие иногда длительной работы и усилий. Некоторые преподаватели систематически поручают ученикам разработку дополнительных вопросов с последующим сообщением на уроке, например по литературе — выяснить, какое отражение в музыке (или живописи) нашли произведения какого-нибудь автора. Старшеклассников уже не затрудняет пользование энциклопедическими словарями и сопоставление сведений из разных источников.
Вместе с тем обнаруживаются — и это нередко привлекает к себе главное внимание — недостатки в самом отношении старшеклассников к учению. У них, естественно, труднее поддерживать непосредственный интерес к учебным занятиям (даже в условиях самого квалифицированного преподавания). Для полноценного учения необходимы систематические усилия, собранность, готовность поступиться многими развлечениями. У старшеклассников же зачастую нет в достаточной мере чувства ответственности и понимания необходимости исполнять учебные требования. Среди учеников старших классов немало таких, у которых стало привычкой не полностью и приблизительно выполнять задания, тратить время попусту. К сожалению, могут расхолаживать учащихся и уровень преподавания и сами учебные программы. И все же наряду с нередкими признаками безразличия к учебным успехам и явной склонностью к безделью части учеников нельзя не заметить у старшеклассников возросшей пытливости мысли, новых возможностей обдумывания, теоретизирования.
Материалы по педагогике:
Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...
Эффективность методики коррекции осанки у детей с задержкой
психического развития 7-8 лет на занятиях ЛФК
До проведения эксперимента у детей 7-8 лет с задержкой психического развития нарушение осанки определялось при помощи тестовой карты. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей З ...
Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...