Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Страница 3

Сильно мешает многим старшеклассникам неразвитость речи. Как и в более младших классах, бывают случаи, когда ученик не в состоянии связно рассказать материал, который он знает, — ему как будто не хватает слов, он не умеет точно применить некоторые специальные выражения. Обращает на себя внимание, что письменная речь у старшеклассников нередко бывает, развита лучше, чем устная (возможно, это объясняется тем, что их письмен­ная речь тренируется в многочисленных сочинениях по литературе, тогда как с развернутыми устными сообщениями-монологами им приходится выступать реже, и их устные выступления не становятся предметом стилистического анализа со специальной отметкой, как это бывает с сочинениями). Но характерно, что, когда ученики не урок отвечают, а заинтересованно обсуждают, спорят, их язык как бы развязывается, обнаруживая гораздо большие, чем могло казаться, умственные возможности.

У старшеклассников появляются излюбленные темы для совместного обсуждения, задушевных бесед (о главном в жизни, о взрослых людях, о самих себе и т.п.).

В этом возрасте приобщение к этическим и мировоззренческим проблемам происходит в значительной мере словесно. Для старших школьников характерны наивное ожидание мудрости и знания от разговоров, от объяснения понятий.

Активность мысли в рассматриваемом возрасте и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в домыслах, необоснованных предположениях учащихся. Склонность к теоретизированию, к понятийным построениям, иногда совсем наивным и даже нелепым, может отличать учеников с очень разной степенью успешности занятий. В этом возрасте привлекают к себе внимание умственные черты, казалось бы, указывающие на тяготение к так называемому «мыслительному» типу. У старшеклассников уже нередко можно встретить оперирование абстрактными понятиями, в какой-то мере независимое от впечатлений, доставляемых органами чувств. 15-16 лет — период усиленного роста возможностей рассуждать, философствовать. Вместе с тем многие признаки указывают на то, что вступление в раннюю юность — благодарная пора и для приобщения к искусству, к художественному творчеству. Старшеклассников отличает повышенная эмоциональность. По сравнению со средними классами у них очень возросли не только способности к анализу и критике; не ме­нее разителен сдвиг и в их эмоциональной отзывчивости. При встрече с произведениями искусства они в гораздо большей степени, чем младшие подростки, склонны к восторженности и умилению. Для их художественного восприятия, направлено ли оно на драматическое жизненное содержание произведений или на их внешне-эстетическую сторону, наиболее характерна именно расположенность к захваченности чувством.

Особая податливость старших подростков чарам искусства, повидимому, обусловлена всей совокупностью свойств возраста. В 15-16 лет, в годы мечтаний и тяги к романтике, очень легким и желанным может, быть переход к воображаемому миру. Эмоциональный заряд и новизна впечатлений, которые несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нравственную, как нельзя лучше соответствуют настрою ожидания, предчувствию впереди чего-то значительного, что так характерно дня ранней юности.

В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания неотделимы от эмоциональной отзывчивости и делают произведения искусства гораздо более близкими, чем прежде.

В условиях общеобразовательной школы в связи с изучением курса литературы очень заметен, бывает, интерес учащихся к поэзии, стихам. В девятых классах лирически» стихи звучат в исполнении учеников обычно в значительно большем объеме, чем это предусмотрено программе (в кружках, на вечерах и дома). Старших школьников привлекает в стихотворной речи напряженность, приподнятость чувств и, конечно, само романтическое содержание лирической поэзии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Проявление заикания и его формы как одна из проблем современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...

Создание и развитие системы начального музыкального образования
Принципиально новые задачи в области обучения и просвещения, возникшие после Октябрьской революции, и коренные изменения в системе общего образования, в направленности и методах обучения и воспитания сказались, естественно, на работе музыкальной школы. В полной мере открыть доступ трудящимся к музы ...

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...

Навигация