1 правило. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н. Шардаков[1.148] приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были получены в процессе экспериментальной работы во 2, 4, и 6 классах. Для запоминания давался отрывок из стихотворения, однако одна группа ребят заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применили прием концентрированного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способом распределенного во времени запоминания, нуждались в подсказке гораздо реже.
2 правило. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения.
Любой материал, полученный на уроке, быстро забывается. Немецкий психолог Г. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов установил скорость забывания. В первые часы после запоминания свежего материала полнота запоминания стремительно падает вниз. Именно в эти часы пропадает основной объем информации. В течение первых 10 ч после запоминания пропадает 65 % полученной информации. Далее интенсивность забывания снижается и к концу вторых суток пропадает еще 10% информации. Таким образом, через два дня в памяти человека остается только 25% того, что он запомнил ранее.
Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. Дело в том, что вновь образованные нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо сразу же провести работу по их закреплению. Именно поэтому во всех методических пособиях настоятельно рекомендуется выполнять домашние учебные задания в день их получения.
Например, если урок истории или математике в 3 классе был в понедельник, а следующий – в пятницу, то, естественно, учить его надо не в четверг, а в понедельник. Это, однако, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий.
Это положение было проверено. Один из седьмых классов повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой – накануне следующего урока по этим предметам (четверг). Тексты идентичны. Число повторений и условия подготовки – одинаковые. Полученные при этом результаты показали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более продолжительное время, хотя на следующем уроке воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяется накануне урока, на следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.
Материалы по педагогике:
Особенности paзвития умcтвeнныx cпocoбнocтeй у дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa
Paзвитиe yмcтвeнныx cпocoбнocтeй являeтcя ocнoвным coдepжaниeм yмcтвeннoгo paзвития. Цeлью oбyчeния нa зaнятии в дeтcкoм caдy являeтcя ycвoeниe peбeнкoм oпpeдeлeннoгo зaдaннoгo пpoгpaммoй кpyгa знaний и yмeний. Paзвитиe yмcтвeнныx cпocoбнocтeй пpи этoм дocтигaeтcя кocвeнным пyтeм: в пpoцecce ycвoeн ...
Условия социальной адаптации детей к обучению
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления явля ...
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Пересмотр ценностей, индивидуализация жизни позволяют человеку сегодня все меньше дорожить семьей или, напротив, считать ею такие сожительства, которые мало подходят под классическое определение понятия «семья». Смысл, вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени. На данный мо ...