Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Регулярно используя в течение нескольких лет приём, «Творчество работает на будущее», моими учениками была создана огромная копилка дидактических пособий.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.
Обратимся к понятию “домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет ряд определений:
это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий;
это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время;
это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
Из данных определений видно, что домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности. Её целью является не только расширение и углубление знаний, умений, полученных в процессе различных типов уроков музыки, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей учащихся в разных предметных областях, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретной дисциплине или предмету, в данном случае - музыке.
Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.
Практика показала, что чётко выработанная система организации домашнего задания позволяет создавать благоприятные условия для общения с искусством, а также повышает мотивацию к предмету и развивает познавательный интерес. Домашние задания необходимо давать систематически, соблюдая, при этом, определённые “дозировки” и временные нормы для его выполнения, сообразно возрастным особенностям учащихся начальной и средней школы.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке к школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода, проявляющимися на всех этапах выполнения домашней работы. В этом случае необходимо включать детей в активную жизненную деятельность, связанную с наблюдениями за различными жизненными явлениями и событиями окружающей действительности, а также всего звучащего вокруг. Одним из активных средств заинтересованности детей является связь домашнего задания с жизненным опытом ребёнка, его наблюдениями. Такой подход важен при работе с учащимися начальной школы, в особенности 1-2 классов.
Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к учебе.
Материалы по педагогике:
Современные представления о дисграфии
По определению Р.И.Лалаевой дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Полная неспособность овладения письмом или утрата навыка письма в результате череп ...
Характеристика процесса музыкального восприятия
В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». Существует и другое определение музыкального восприят ...
Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников
Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» - воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями. В настоящее ...