Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий

Материалы о педагогике » Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников » Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий

Страница 2

Для проведения методик я попросила помощи у своей учительницы – Большаковой Любови Александровны. Она является учителем начальных классов в сельской школе, поэтому и экспериментальный класс – это класс, состоящий всего из шести человек: двоих мальчиков и четырех девочек, а конкретнее, это 2 класс Ильинской основной общеобразовательной школы.

Итак, проанализируем полученные результаты…

1. Прием «Задание массивом»

Любой из трех уровней домашнего задания учитель может задавать массивом, т.е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач, из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенного количества. Например, учитель дает десять задач (или, скажем стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности.

Преимущества задания массивом: 1) происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые он решает, он учится с первого взгляда оценивать сложность задачи; 2) дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность обменяться решениями; 3) выбирая свои задачи, ученик читает остальные, его учебный кругозор становится шире, он знает гораздо больше задач, чем ему предлагают.

По моей просьбе, Любовь Александровна задала своему классу на дом 10 различных примеров и задачек по математике различного уровня сложности. Из них детям разрешалось решить любых пять. В итоге, одна девочка решила все задания, остальные девочки выбрали, как и сложные, так и легкие задания, а мальчики решили лишь самые простые задания. После проведения каждого эксперимента, учительница задавала детям вопрос: « Нравится ли вам, ребята, такая домашняя работа. Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ. Хотели бы вы и дальше работать с таким методом?» При ответе на данный вопрос, ребята единогласно ответили, что такая работа им нравится, потому что заданий много и из них можно выбрать любые.

2. Прием «Творческое домашнее задание».

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Но ребятам интереснее работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. И самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле (приложение 2.)

Мы провели и этот метод с нашим классом. Их восторгу не было конца, когда вместо обычного задания по окружающему миру на дом им было предложено либо сочинить стишок про природу, зверей и т.д., либо нарисовать картину на изучаемую тему, либо с помощью родителей составить кроссворд и т.д. Результат – это и стихи, и рисунки, и кроссворды, причем от каждого ребенка по несколько видов работ.

3. Прием «Необычная обычность»

Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. Но даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него такую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. И, конечно, загадку посильную (приложение 3).

А за такую методику меня поблагодарила и сама Любовь Александровна. Она написала на доске слова, в которых были пропущены буквы, которые дети должны были вставить. Затем мы вместе с детьми из пропущенных букв сложили слово, и получилось «сказка». Далее учительница дала задание - придумать сказку на одно из правил русского языка.

Итак, на основе проведенных методик мы выявили, что правильный подбор методов домашнего задания влияет и на желание детей учиться. Занимаясь по отобранным нами методикам, дети с удовольствием и желанием выполняли домашнюю работу, учась и познавая новое.

В настоящее время требование гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитие креативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Сегодня дать знания, развить умения и навыки не является самоцелью на уроках искусства, важнее - пробудить интерес к познанию самого искусства.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди от ...

Фортепианная соната – «лаборатория» бетховенского творчества
Самым значительным и излюбленным жанром фортепианной музыки для Бетховена была соната, в наибольшей мере отвечавшая симфоническому характеру его мышления. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...

Навигация