Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках литературы в школах V вида

Материалы о педагогике » Применение оорных схем на уроках литературы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи » Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках литературы в школах V вида

Страница 1

Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин.

К сожалению, вопрос о принципах преподавания литературы в школе, о ее средствах, ресурсах и результатах настолько объемен, что для того чтобы его осветить, мне потребовалось бы написание диссертации. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно привести данную схему (см. Приложение 1).

Метод обучения, по мнению В.В. Голубкова, – «это такой способ получения знаний, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы». Также он выделяет три основных метода занятий на литературе: лекционный метод, метод литературной беседы и самостоятельную работу учащихся. Необходимо отметить, что каждый метод располагает соответствующим приемами. Например, в лекции элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекций, использование различных видов наглядности.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место (особенно в школах V вида). Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.

Применение наглядных и технических средств обучения в школах V вида способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды.

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы – опоры, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Хотелось бы отметить, что в настоящее время уже в некоторых школах V вида используются так называемые инновационные технологии, которые связаны с лингвистической наглядностью, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие – инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с «прозрачным» ассоциативным рядом) – и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина) – опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др.

Хотелось бы отметить, что особое значение, например, для школ V вида имеет использование опорных схем.

Схема – опора – это модель изучаемого языкового материала, изображение его «устройства», главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов. Для совершенствования учебного процесса необходимы точно построенные модели, если не формализованные, ...

Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются ...

Навигация