Коррекция речи детей с билингвизмом

Страница 3

5. Прежде чем начать выполнение того или иного упражнения, педагог должен убедиться в том, что все слова, включенные в упражнения для отработки тех или иных звуков или звукосочетаний, известны и понятны детям.

Система упражнений по формированию фонематического слуха, способствующая успешной коррекции звукопроизношения двуязычных детей:

1) Различение звонких и глухих согласных

1. Объясняется артикуляция звуков [т], [д].

2. Слоги для прослушивания и произнесения:

та-да да-та та-да-та

ти-ди до-то то-до-то

то-до ду-ту ту-ду-ту

ТУ-ДУ ди-ти ти-ди-ти

ата-ада ата-ада-ата тра-дра ато-адо ато-ати-ади тва-два ати-ади ади-ати-ады три-дри

3. Слова для прослушивания и повторения:

дым дача там туча

дом — том дом дело тут туда

там — дам день дети тот тихо

день — тень дочь дядя тень тетя

трава — дрова

4. Придумать слова со звуками [д], [т].

5. Послушать слова и повторить:

дружба, детство, три, двадцать, труба, трактор.

6. Найти потерявшийся звук:

ым, алеко, арелка, уман, сол, пла ок, ра о-ваться.

7. «Один — много»: Огород — ., бант — .,

кот —

8. «Скажи ласково» лодка — ., ветка — .,

клетка —

9. Отгадать загадку и найти отгадку на картинке:

Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой.

10. Чем различаются слова? Точка — дочка, корка — горка, пашня — башня, слой — злой.

2) Позиционные изменения категории глухих и звонких согласных

1. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Послушать и повторить: клубы — клуб, сады — сад, сапоги — сапог, этажи —этаж.

2. Внимательно послушать и найти картинку.

Это луг. Это лук. Стог сена. Сток воды. У девочки длинная коса. На лугу пасется коза.

3) Различение категории твердых и мягких согласных

1. Послушать стихотворение и найти ошибки. Назвать общие и разные звуки в парах:

— Кто на дереве сидит? — Кит.

— В океане кто плывет? — Кот.

2. Сравнить пары слов. Чем они отличаются?

Были — били, мал — мял, нос — нес, пилу — пилю.

Важно систематически упражнять детей в быстром различении звуков по мягкости и твердости.

3. Придумать предложения со словами:

уголь, угол, мел, мель, полька, полка, Булька, булка, есть, ест.

Специфические звуки русского языка

Усвоение специфических звуков русского языка для детей представляет значительную трудность. Они часто заменяют их звуками родного языка. Поэтому сначала нужно дать примеры, где «трудный» звук произносится отчетливо и ясно перед гласным (коза, глаза, ваза), затем дать его в положении, где может оглушаться (арбуз, рассказ, сказка), и, наконец, в примерах, где требуется сопоставление и определение изменения лексического значения слова, связанного со смешиваемыми звуками (слой — злой, суп — зуб, сдал — стал).

1. Отработка отдельного «трудного» звука в словах в позиции перед гласными и после гласных: за-за, зы-зы, зо-зо, аз-аз, оз-оз, уз-уз.

2. Отработка артикуляции звука в словах: зал, замок, задача, зима, завод, звезда.

3. Сравнение и различение звуков: суп — зуб, Зина — Сима, Лиза — лиса, стал — сдал.

4. Слушание и повторение слов, в которых имеются звуки [с], [з] одновременно: сказать, записать, заставить, засолить, созреть.

5. Слушание и повторение словосочетаний со звуками [с], [з]: замок, снежная зима, согласный звук, красивый зверь, синий зонтик, высокий забор.

6. Слушание и отработка чистоговорок и скороговорок на звук [з]: зайка за забором, резиновую Зину купили в магазине, Саше сшили сарафан, цветок роза боится мороза.

Слушание и повторение текста, насыщенного отрабатываемым звуком.

Звуки [б], [в]

1. Послушать слова и повторить:

бабушка, больной, бороться, богатырь, будущий, быстро, близко, бригадир;

варежки, вертолет, вещь, вождь, восемь, воскресенье, виноград, весенний.

2. Послушать слова. С помощью сигнальных карточек указать, с какого звука они начинаются:

баня, барабанщик, валенок, велосипед, благодарить, волк.

3. Послушать слова и определить мягкость и твердость звука [б]:

собака, победа, работа, голубой, небо, обещать, рубашка, обезьяна, забор, забыл, лебедь, ребенок.

4. Послушать слова и определить мягкость и твердость звука [в]:

слово, завод, голова, новый, жаворонок, овощи, остановить, трава, девять, реветь, муравей, пуговица.

5. Послушать и повторить: голубое небо, новый телевизор, девятый грузовик, любимый ребенок, удивительный человек.

Стечение согласных в словах

При постановке согласных в любой позиции следует особо учитывать специфику слоговой системы родного языка детей, так как именно она в большинстве случаев становится причиной ошибок. В первую очередь следует предлагать слова, сходные по своей звуковой структуре со словами в родном языке, а затем такие сочетания, которых нет в якутском языке.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности ...

Работа учащихся с дополнительной литературой при обучении математике
Общая характеристика работы учащихся с дополнительной литературой по математике. Психологические основы эффективной работы школьников с математической литературой. Обучение школьников общим приемам работы с дополнительной литературой по математике Перед школой стоят задачи повышения общего уровня р ...

Методика преподавания курса информатики
Цели образования являются прерогативой государства, которое на основе действующей законодательной базы формирует общие принципы своей педагогической политики. Согласно Статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в числе таких принципов на первом месте стоит « .гуманистический характер обр ...

Навигация