Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Страница 1

В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания.

Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно-педагогическому обучению, и с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Продолжительность занятий с использованием дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, а также с использованием групповых занятий в коррекционном процессе составила шесть месяцев: с 16 сентября 2009 года по 16 марта 2010 года.

В основу формирующего эксперимента легла методика Н.А. Власовой и Н.М. Асатиани. Она включала следующие этапы:

1. Подготовительный этап.

В первую очередь для всех детей был организован щадящий режим (общий и речевой) на логопедических занятиях и дома. С этой целью использовались игры-молчанки, на фоне которых начиналось проведение психологических, психотерапевтических и логопедических занятий.

Работники учреждения построили свои отношения с заикающимися так, чтобы постоянно поддерживать у них хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении, душевное спокойствие, веру в свои силы, желание работать над собой. Дружеское участие в сочетании с необходимой требовательностью позволило построить правильные отношения с дошкольниками. Для заикающихся дошкольников был организован правильный режим дня, что способствовало нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом. В составлении распорядка дня предусматривалось достаточное время для отдыха, разнообразие видов деятельности, рациональное питание, которое было насыщено достаточным количеством витаминов. в режим дня включались и закаливающие процедуры: ежедневное пребывание на свежем воздухе, различные спортивные развлечения, водные процедуры (обтирание).

Этап активной терапии.

Здесь проводились систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, релаксация, индивидуальная психотерапия, логопедическая ритмика, медикаментозное лечение.

На данном этапе была организована лечебно-оздоровительная работа, которую проводил и направлял врач, включающая создание благоприятной обстановки для лечения, организацию режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебную физкультуру и ритмику, медикаментозное лечение, физио- и психотерапию. Для нормализации деятельности центральной и вегетативной нервной системы заикающихся, ослабления судорог речедвигательного аппарата, снятия психогенных наслоений применялось медикаментозное лечение, которое включало применение общеукрепляющих препаратов, таких как поливитамины, препараты кальция, фосфора, глюкоза, гематоген; седативных, спазмолитических, успокаивающих и стимулирующих средств (строго индивидуально по назначению врача).

Групповые занятия включали следующее.

Логопедические занятия проводились ежедневно. Они начинались с дыхательных упражнений и упражнений на мышечную релаксацию. Такое начало способствовало положительному настрою на работу и успокоению.

Процесс обучения релаксации состоял из трех этапов:

I этап - мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

Логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им принять эту позу, привыкнуть к ней. Педагог показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата (II этап). Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.

Первая часть - это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Новые упражнения даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.

Вторая часть - это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия.

Когда педагог убеждается, что у детей на занятиях вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление, переходит к III этапу. Теперь расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Они даются для того, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность и спокойствие при речевом общении.

Работа над выработкой правильного речевого дыхания у дошкольников проводилась следующим образом. Вначале выполнялись дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Некоторое время они проводились без речи. Постепенно в эти упражнения включался и речевой материал. Дыхательные упражнения сочетались с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам ур ...

Семья как институт социализации
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимоде ...

Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Навигация