Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.
В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
«Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, — пишет М.В. Яковлева, — детально описана в работах X. Лейнера, Г. Хорна и Я.Л. Обухова. Сидящего с закрытыми глазами в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления . Однако в работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения ребёнком состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психологом тему . Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекционного занятия. Участие психолога внешне выражается в том, что через определённые промежутки времени при помощи комментариев «Да», «Угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний ребёнка, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о внимательном наблюдении за ходом развития образов ребёнка. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности ребёнка, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психолога. В частности, его вопросы должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определённое ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?».
Сочетая символдраму со сказкотерапией, психолог предлагает ребёнку представить себе, что он находится в определённой сказке («Теремок», «Курочка Ряба», «Спящая красавица», «О пряничном домике» и др.) и рассказать, какие образы возникают перед его внутренним взором. «Принципы сказкотерапии, — пишет Яковлева, — заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» поля сознания и поведения ребёнка . в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком». Этот метод, добавлю, развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.
В сказкотерапии по методике Л.В. Стрелковой взрослому, наоборот, отводится самая активная роль. Он должен не только сам подбирать художественные тексты, но и затевать обсуждение прочитанного, побуждая ребёнка ответить на вопросы, выразить свое мнение, проанализировать описанную ситуацию. В рамках занятий по её методике предлагаются различные формы заданий — для ребёнка и для его родителей. Например, ребёнок должен сочинять письма тем или иным сказочным персонажам. Или в одной из частей книги в качестве персонажа появляется и сам ребёнок. А взрослые должны вести дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями ребёнка, за его продвижениями в нравственном развитии.
Стрелкова стремится к тому, чтобы научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, внутреннему миру, к умению управлять своими чувствами.
Материалы по педагогике:
Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о
сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...
Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Подготовка эта идет по таким ...