Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Материалы о педагогике » Сказка как средство развития личности ребенка » Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Страница 2

Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.

В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

«Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, — пишет М.В. Яковлева, — детально описана в работах X. Лейнера, Г. Хорна и Я.Л. Обухова. Сидящего с закрытыми глазами в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления . Однако в работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения ребёнком состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психологом тему . Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекционного занятия. Участие психолога внешне выражается в том, что через определённые промежутки времени при помощи комментариев «Да», «Угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний ребёнка, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о внимательном наблюдении за ходом развития образов ребёнка. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности ребёнка, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психолога. В частности, его вопросы должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определённое ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?».

Сочетая символдраму со сказкотерапией, психолог предлагает ребёнку представить себе, что он находится в определённой сказке («Теремок», «Курочка Ряба», «Спящая красавица», «О пряничном домике» и др.) и рассказать, какие образы возникают перед его внутренним взором. «Принципы сказкотерапии, — пишет Яковлева, — заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» поля сознания и поведения ребёнка . в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком». Этот метод, добавлю, развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

В сказкотерапии по методике Л.В. Стрелковой взрослому, наоборот, отводится самая активная роль. Он должен не только сам подбирать художественные тексты, но и затевать обсуждение прочитанного, побуждая ребёнка ответить на вопросы, выразить свое мнение, проанализировать описанную ситуацию. В рамках занятий по её методике предлагаются различные формы заданий — для ребёнка и для его родителей. Например, ребёнок должен сочинять письма тем или иным сказочным персонажам. Или в одной из частей книги в качестве персонажа появляется и сам ребёнок. А взрослые должны вести дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями ребёнка, за его продвижениями в нравственном развитии.

Стрелкова стремится к тому, чтобы научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, внутреннему миру, к умению управлять своими чувствами.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов
С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или млад ...

Структура урока с целью самостоятельного построения рассуждения по тексту
С целью формирования умений рассуждения в письменной речи на иностранном языке мы предлагаем следующую структуру урока: 1. Определение типа задания Предлагая учащимся тему эссе, нужно следить за тем, чтобы, прочитав задание, они могли определить, какой вид сочинения необходимо написать: письмо с вы ...

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Навигация