Знакомство ребенка со сказкой

Страница 4

Итак, основной принцип проведения игры-беседы детей с персонажами-куклами состоит в следующем: воспитатель, представляя кукол детям, сначала напоминает основные моменты произведения, в которых эти персонажи выступали как нравственно полярные (причем персонажей озвучивает взрослый); затем в беседу постепенно втягиваются дети и разговор переходит в область проблем, имеющих непосредственное отношение к поступкам и взаимоотношениям детей данной группы. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно, с возвратом к событиям сказки или рассказа, с обращением к поступкам самих детей, аналогичным событиям произведения. Воспитатель может подойти к такой игре-беседе творчески, изобретая самые различные способы вовлечения всех детей в игру, следя при этом, чтобы никто из ребят не был обижен или отстранен. Тогда игра-беседа пройдет весело и достаточно серьезно в плане воспитательных задач. Однако и после игры-беседы с персонажами работа воспитателя над книгой должна продолжаться. Это необходимо для более действенного влияния эмоционально-нравственного пафоса произведения на чувства детей и появления новых, глубоких переживаний. Дети подолгу не хотят расставаться с любимыми героями, стремятся пережить снова и трагические и радостные моменты любимой книги. Работа над книгой продолжается в новой форме, на новом этапе с помощью постановки творческого кукольного спектакля по сюжету произведения (с некоторыми изменениями и дополнениями).

9. Игры-драматизации.

Следующий этап в работе педагога над книгой — это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”1. Именно эту особенность подлинного художественного произведения следует педагогу использовать в дальнейшей работе над ним. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.

Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.

Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.

Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Содержание изменения позиции педагога при осуществлении проектного метода обучения
В ходе теоретического исследования нами были выделены следующее принципы, характеризующие деятельность педагога в проектном подходе: · Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. · Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стим ...

Дошкольноевоспитание в XVIII–XIX в
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского ...

Содержание курса информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе ...

Навигация