Знакомство ребенка со сказкой

Страница 1

Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

I. Целенаправленное наблюдение

1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.

2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.

3. Сказку можно нарисовать.

4. Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.

5. Сказки имеют запахи. Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Проведенное исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека. Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и др. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что “нос”, т. е. развитое обоняние, помогает детям “ощутить” сказку более разносторонне и богато. Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить “аромат” дома Бабы Яги.

6. А ещё сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др. ). Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

7. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д. ) и характера действия.

II. Сравнение.

1. Игра в сравнения (“Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?”).

2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...

Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...

Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов. Для совершенствования учебного процесса необходимы точно построенные модели, если не формализованные, ...

Навигация