Знакомство ребенка со сказкой

Страница 5

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.

После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:

1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.

2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.

3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.

4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.

5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.

6. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3—4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.

10. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

Как направление медицины и психологии, арттерапия зародилась в 30-е годы на Западе. Поначалу её теоретическая база была очень слабой, специалисты действовали чисто эмпирически, вслепую, «методом тыка». Многие из них не имели психолого-педагогической подготовки, а были, например, художниками. И работали по чистому наитию, считая, что искусство само по себе целительно, а потому нужно просто заинтересовать больных живописью или каким-нибудь другим видом творческого самовыражения, отвлечь от болезненных переживаний.

Потом постепенно стало приходить осмысление арттерапевтической теории. Она сложилась в основном из фрейдовского классического психоанализа, психодрамы, гуманистической психологии, аналитической психологии Юнга, теории игр Э. Берна, трансперсональной психотерапии и других направлений. Во многом арттерапия зиждится на активизации бессознательной сферы человека, на аппеляции к коллективному бессознательному, к древним архетипическим образам, символам, благодаря контакту с которыми личность получает мощный толчок к развитию.

Сейчас для нашей страны термин «арттерапия» тоже становится более привычным. Возникли ассоциации арттерапевтов. Например, Международное общество арттерапевтов и артпедагогов «Метаморфоза» объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих в медико-психолого-педагогических целях самые разные виды искусства: живопись (М. Дрезнина), театр (И. Медведева, Т. Шишова, И. Карпенко), оригами (Н. Острун), керамику (Н. Медведкина), компьютерную анимацию (Е. Кабаков) и др.

Всё это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельного рассказа, но в данной статье мы подробно остановимся лишь на сказкотерапии — целенаправленном использовании сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Организация дидактических игр в средней группе
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В ...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающ ...

Навигация