Знакомство ребенка со сказкой

Страница 3

8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.

После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.

Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого “Топор”; лиса и заяц из сказки “Лиса, заяц и петух”; Буратино и Карабас-Барабас из сказки “Золотой ключик. . . ” и т. д.

Если куклы-персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становится момент “выхода” персонажей к детям.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.

Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения.

Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) будет иметь нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнею красивость; таким образом, внутренняя и внешняя красота будут в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на несочувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне. В связи с этим невозможно не вспомнить слова С. Я. Маршака: “Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым “указующим перстом”, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву”. От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечет подобная беседа. Желательно, начав игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключиться на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей (при этом стараться не обидеть ребят), отношение детей к родителям и к взрослым вообще, к малышам и сверстникам и т. д. Мнения положительного и отрицательного персонажа должны быть выражены четко и недвусмысленно и иметь соответствующую нравственную и эмоциональную окраску.

В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет “обращаться” персонаж. Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д. От такой “поддержки” ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием “общается” с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Результаты экспериментального обучения письменной деловой коммуникации работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко»
Для оценки эффективности предлагаемого курса по обучению деловому письменному общению, нами была проведена ее экспериментальная проверка. Элективный курс для формирования профессиональных умений в сфере деловой письменной коммуникации на ИЯ предполагает стимулирование обучаемых к сотрудничеству, ан ...

Личностные особенности педагога
Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвеча ...

Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
На основе полученных данных в процессе диагностического обследования составлены методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Комплекс мероприятий включает упражнения по формированию и коррекции дыхания; мим ...

Навигация