Требования профессии к личности педагога

Страница 1

«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться педагог. Современному образованию нужен новый педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны.

Общественные науки так определяют понятие «личность»: Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Личность:

отличается самостоятельностью в поступках;

способна нести ответственность и решать проблемы;

контролирует поведение, обладает силой воли;

способна изменяться с течением времени.

Это определение как нельзя лучше подходит для того, чтобы охарактеризовать личность педагога.

Так какие же качества личности являются профессионально значимыми для педагогической деятельности? Для ответа на этот вопрос требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом и которые отражают внутреннюю структуру самой педагогической деятельности. Ответ на этот вопрос ищет область дидаскологии, которая называется профессиографией педагогического труда.

Профессиография - это описание и классификация существующих профессий по определенным критериям: педагогическим, психологическим, медицинским, экономическим, технологическим.

Традиционно особое внимание профессиография уделяет психофизиологическим характеристикам, которые требуют определенные профессии от индивидуальных особенностей личности. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах).

Изначально изучение личности педагога велось: в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения квалификации.

Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований к педагогической деятельности, о типичных профессиональных заболеваниях педагогов. Начало исследованиям положили высказывания Н.К. Крупской об учителе:

«В нашей темной стране учитель должен быть носителем просвещения вообще. Он не должен говорить «моя хата с краю». С темнотой и невежеством он должен бороться активно». Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом, нравственно отобрать главные факты для своего предмета, систематизировать их».

Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образовательному процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем чуждый, презираемый ими человек».

Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя были получены Т.К. Маркарьяном. Им выделены следующие качества: способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной деятельности учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель, отрешившись от психики, артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать и предупреждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.

Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя (Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):

определение предрасположенности к педагогической деятельности (задатки);

умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. "Для ребят дошкольного возраста - писала Н.К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания". Такое же большое значение игре в жизни дошкол ...

Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...

Навигация