Требования профессии к личности педагога

Страница 3

Третья особенность процесса воспитания – это его длительность. Процесс воспитания возможно и идет с различной скоростью, но существенно ускорять его нельзя. Так как для того, чтоб лишь узнать человека, надо, как говорится в народной пословице "пуд соли с ним съесть". Невозможно быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые могли бы позволить эгоисту быстро переделаться в альтруиста, а лентяю - в труженика. А это, в своей степени, делает итоги воспитания незаметными, скрытыми. Часто педагог прикладывает много усилий, но длительное время не замечает положительных изменений. Удачно работать в таких обстоятельствах может лишь терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм – это основные профессиональные качества педагога. Возможно, поэтому педагоги нашей страны могут длительное время успешно работать в ситуациях перманентной бедности. Эти же качества определяют и основное педагогическое табу: педагогической ущербности, а в пределе - непригодности. Раздраженность - это ржавчина педагогической квалификации, и если эта ржавчина стала частью личности, второй натурой, необходимо экстренно менять профессию.

Четвертая специфическая черта воспитательного процесса - концентризм в содержании воспитательной работы. Это значит, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности доводится неоднократно возвращаться. Но это нельзя назвать просто повторением, так как каждое возвращение - это контакт с повзрослевшим воспитанником, то есть это контакт, но уже с другим человеком. Всем знакомое выражение древних "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" можно перефразировать для нас так: "Нельзя дважды поговорить с одним и тем же человеком". Данная особенность говорит еще о том, что никакое развитие невозможно считать законченным.

Пятая специфическая черта воспитания заключается в активном двустороннем процессе. Воспитанник - это объект и субъект воспитания. Поэтому главная цель педагога - воспитать у учащихся устойчивую потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну личных стараний, разбудить их внутреннюю активность, предельно развить их самостоятельность. Успешное разрешение данных задач требует от педагога сформированной эмпатии, то есть способность видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего воспитанника и посмотреть на проблему его глазами.

Шестая особенность воспитания заключается в том, что последствия данного процесса неприметны для внешнего восприятия. Проконтролировать и оценить работу воспитателя очень сложно. Ее видно на расстоянии (временном расстоянии). Следовательно, педагог обязан быть готов к тому, что его стараний быстро не увидят, еще и порицать будут, так сказать, за чужие грехи. Поэтому педагог обязан быть чрезвычайно скромным человеком, не только для того чтоб служить надлежащим примером своим воспитанникам, а также для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, происшествиях незаслуженного отношения к себе.

И, последняя, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, которая устремлена в будущее. Педагогу нужно помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Вследствие этого в воспитательной работе надлежит учитывать нужду сегодняшнего дня, и перспективы технического прогресса и общественного развития. Также к необходимым качествам хорошего педагога следует отнести: быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования.

Специальность педагога вынуждает большого нервного и физического усилия, а поэтому, как это ни кажется странным, предъявляет очень большие требования к здоровью. При работе педагога необходимо иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение, способности долго стоять, много ходить, легко двигаться. Нервная нагрузка у людей педагогических профессий весьма высока. Вероятно, поэтому долгожители среди педагогов редко встречаются. Особой важностью для педагога является обладание выдержкой, находчивостью, быстротой реакции и одновременно эмоциональная сдержанность, умением обладать своими эмоциями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...

Источники обогащения словарного запаса младших школьников
Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемы ...

Чтение как средство воспитания памяти и мышления
Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других ...

Навигация