Требования профессии к личности педагога

Страница 5

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме. Профессиональные требования в ней объединены в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии педагога; специальные наработки по предмету (специальные). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей. В. А. Крутецкий выделяет среди них дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т. д. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Сторонники гуманистических тенденций в педагогике отмечают, что педагог - это не только профессия, суть которой - транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Говоря о значении педагогической деятельности, необходимо отметить актуальность рассмотрения такого аспекта педагогической профессии, как профессиональная компетентность. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Существуют квалификационные характеристики, которые нормативными моделями определяют компетентности педагога. Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные.

Особое место в структуре личности педагога занимают профессионально-значимые качества личности: доброта, добросовестность, гибкость в отношениях с людьми, эмоциональная уравновешенность, сострадательность, заботливость и другие

Таким образом, преподаватель, являясь субъектом педагогического процесса, должен обладать многопараметрными качествами, быть готовым к конструированию совместной деятельности со студентами, вносить в ее содержание личностное отношение.

Исследование профессиональной дедукции у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью дипломной работы.

Гипотеза исследования: Одной из серьезных проблем - специального образования является профессиональная дедукция педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Нередко талантливый педагог становится профессионально непригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из образовательного учреждения, меняют профессию.

Таким образом, психологическая поддержка педагогов в ситуации профессиональной дедукции должна стать приоритетной линией в работе психолога с педагогом. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие компоненты работы, к примеру, помощь в организации личностно-ориентированного обучения, психологическое просвещение и др. Без такого фундамента все остальные воздействия психологов, на наш взгляд, окажутся практически бесполезными, а в некоторых ситуациях могут вызвать агрессию со стороны педагогов.

База исследования:

В исследовании приняли участие преподаватели средних профессиональных заведений г. Краснотурьинска, состоящий из 40 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности.

Все испытуемые – женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет

Имеют образование: 88% высшее, 12% среднее специальное.

Исследования проводились индивидуально и анонимно. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были преобразованы в сводные таблицы, которые в свою очередь и позволили сделать окончательные выводы о результатах работы.

В исследовании использовались следующие методы:

методика исследования эмоционального состояния (по В.В. Бойко);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...

Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...

Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ ...

Навигация