Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Материалы о педагогике » Коррекция профессиональных деструкций у педагогов » Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Страница 2

В основу программы положен принцип поэтапного развития группы, в более осмысленном понимании каждым участником собственной личности. В ходе реализации программы каждая новая встреча участников тренинга логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.

При организации программы были использованы принципы:

- системогенеза (этот принцип подразумевает совокупность взаимодействующих компонентов, единство всех частей в программе);

- соответствия заявленных целей содержанию программы (данный принцип подразумевает последовательность в реализации целей, заявленных в начале осуществления программы);

- объективации (осознания) поведения (данный принцип предполагает переход поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный);

- исследовательской позиции (в тренинговой группе создается креативная среда, побуждающая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия).

Данная структура обязательна и для всей программы, и для каждого ее модуля. Проведение программы осуществляется в соответствии с моделью коррекции профессионального выгорания педагогов. Диагностика (входной контроль) направлена на исследование педагогами самих себя, целью диагностики является определение уровня профессионального выгорания, статусов и структуры эго-идентичности у педагогов.

Необходимо также определить группу педагогов, попадающих в группу риска по личностным свойствам (низкой рефлексивности, конфликтности, агрессивности, личностной тревожности, неуверенности в себе) и состояниям (тревоги и депрессии, внутренних конфликтов, истощенности жизненных сил).

Осуществляется отбор тех параметров, которые в ходе реализации программы должны были подвергнуться положительным изменениям, определены критерии эффективности программы: повышение рефлексивности, уверенности в себе, снижение степени истощенности жизненных сил, уровня тревожности, внутриличностных конфликтов, предрешенной и диффузной эго-идентичности, степени профессиональной деструкции.

Педагогов информируют о результатах психодиагностики и предлагают участвовать в тренинговой программе коррекции профессиональной деструкции педагогов.

На следующем этапе осуществляется психологический тренинг, состоящий из вводной лекции, занятия «Знакомство» и четырех основных тренинговых модулей: «Развитие рефлексивных способностей», «Развитие уверенности в себе», «Развитие целеполагания», «Развитие навыков снятия психоэмоционального напряжения».

Психологический тренинг формирует модель социальной ситуации развития на трех уровнях (объективном, субъективном, рефлексивном) и позволяет в короткое время, в комфортных условиях при поддержке психолога провести коррекцию отношений к собственной изменяющейся личности (рефлексивный уровень), подвергнуть пересмотру собственные цели, систему ценностей, отношение к собственной личности, к коллегам, мировоззрение (субъективный уровень) и апробировать способы иного взаимодействия (объективный уровень).

Прохождение всех уровней социальной ситуации развития неизбежно приведет педагога к достижению автономной эго-идентичности. Для конструирования автономной эго-идентичности создаются условия посредством развития умений и навыков рефлексии, повышения уверенности в себе, развития навыков целеполагания и осмысления своей жизни, овладения приемами снятия психоэмоционального напряжения.

Каждый модуль обладает собственной целью и задачами и предполагает мини-лекцию и три тренинговых занятия, при этом каждое занятие имеет свое назначение и процедурное обеспечение.

Занятия целесообразно начинать с вводной лекции, на которой участников программы знакомят с понятием профессиональной деструкции как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов, его структурными особенностями, проявлениями и детерминирующими факторами, негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагога.

Психологический тренинг должен состоять из трех этапов:

- организационный этап представляет собой ориентацию в специфике тренинга как метода психологической коррекции; первичную диагностику ожиданий участников; выявление и коррекцию мотивации участников; самоопределение членов группы и определение группой целей работы; создание в группе атмосферы, способствовавшей познанию и проявлению специфики личности каждого педагога; дестабилизацию стереотипных представлений о себе; актуализацию каждым педагогом-участником своей позиции по отношению к собственной личности, жизни и профессиональной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Основные положения эксперимента в лицее, направленного на внедрениепроектного метода обучения
Для экспериментальной проверки гипотезы относительно формирования качественно новой позиции педагога мы обратились к опыту осуществления проектного метода в обучении, осуществляемого в лицее №1 г.Красноярска, где с 1999 года функционирует Федеральная экспериментальная площадка “Школа социальной дея ...

Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, ра ...

Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре прис ...

Навигация