Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Материалы о педагогике » Коррекция профессиональных деструкций у педагогов » Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Страница 8

6. Педагогический догматизм. Возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации, проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке.

7. Ролевой экспансионизм. Обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

8. Монологизм. Это процесс с угасания способности к диалогу – не как к обмену «дежурными репликами», а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир «Другого» и отражению в нем своего внутреннего мира. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на уроках, позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с «эталонным ответом»; в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.

9. Формализм. Развивается формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».

10. Некомпетентность. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня профессиональной компетентности учителя.

Педагог – особая профессия, необыкновенно нужная, востребованная, творческая и в то же время очень напряженная и сложная. Специфические особенности педагогической деятельности способствуют психоэмоциональному и физическому истощению.

Любая деятельность оказывает влияние на личность, а работа педагога среднего профессионального образовательного учреждения – особенно: это постоянная активность, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора партнеров по общению, большое количество контактов и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается, и результатом является профессиональная деструкция в той или иной степени.

Проведенный нами анализ показывает, что эффективным средством коррекции профессиональной деструкции является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

На психологических семинарах и тренингах педагоги оказывают друг другу методическую помощь; совершенствуют свое профессиональное мастерство; изучают и осваивают новые инновационные технологии, направленные на повышение качества профессиональной компетентности; обмениваются опытом работы в ссузе.

Социально-психологический тренинг, на наш взгляд, является наиболее эффективным способом работы психолога с профессионально обусловленными психологическими проблемами педагога. Его преимуществами являются:

1) высокая степень охвата педагогического коллектива как поля психологического воздействия по сравнению с индивидуальными формами работы;

2) формирование и поддержка благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе;

3) положительный эффект воздействия группы на личность, изменение индивидуальных суждений, оценки себя и окружающих в процессе дискуссий и групповой динамики;

4) возможность применения широкого спектра групповых методов работы из различных направлений практической психологии: психодрамы, символдрамы, арт-терапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии.

Организация социально-психологических тренингов должна осуществляться в общей системе профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деструкций личности педагога, которая включает диагностическое, просветительское и психокоррекционное направление деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

На этапе подготовки к тренингу желательно провести просветительскую работу в форме лекции, презентации, видеоролика в отношении заявленных психологических проблем педагогов, а также соответствующую диагностику, о результатах которой необходимо сообщить каждому.

Комплексный подход к организации педагогического тренинга по профилактике профессиональных деструкций означает, что программа тренинга должна включать упражнения различных уровней воздействия на личность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по педагогике:

Динамика речевого развития детей экспериментальной группы
Цель формирующего эксперимента: выявить характер звукопроизношения детей экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием произведений детского фольклора. Итоговый эксперимент проводился нами в группе дошкольников, участвовавших в предыдущих двух сериях ...

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...

Навигация