Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия

Страница 2

При восприятии и исполнении учащимися музыкальных произведений используются полученные на уроках чтения знания и навыки работы с текстом, умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, делить текст на законченные по смыслу части, выделить основное в содержании.

В процессе восприятия вокальных произведений, при работе над стихотворными текстами используется полученное на уроках чтения умение выразительно читать текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении; используются навыки слогового и звукобуквенного анализа. Специальное внимание при этом обращается на сравнение речевой и музыкальной интонаций, на их выразительные возможности.

Интеграция искусств в процесс музыкального обучения школьников не являются отдельной задачей, это часть общей проблемы установления связей музыки и жизни. Так при изучении «трёх китов» музыки – песни, танца, марша, - открываются широчайшие перспективы использования интеграции искусств для более глубокого развития музыкального восприятия. Народные песни и танцы — это своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Например, татарские, китайские, шотландские и русские песни и танцы имеют разную ладовую основу; выразительная функция пентатоники в европейской музыке второй половины XIX века иная, чем в негритянских мелодиях.

Во много крат умножает возможности развития музыкального восприятия на основе интеграции искусств композиторское творчество прошлого и настоящего, отечественное и зарубежное. Музыка выступает здесь как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта (в том числе любого факта истории) в факт эмоционально одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание. Являясь не только тремя наиболее простыми и доступными для детей «формами» и «жанрами» музыки, но и тремя коренными основами всей музыки вообще, песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

В темах программы начальной школы «Три кита» в музыке — песня, танец и марш», «Куда ведут нас «три кита», «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» наиболее широко представлены связи музыки с литературой и историей; в теме «О чем говорит музыка» подчеркивается специфика связи музыкального языка с изобразительным искусством; в теме «Интонация» раскрываются связи музыкальной и речевой интонации; при изучении тем «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ», «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» широко проявляются связи музыки с литературой, историей, изобразительным искусством.

В программу обучения включены основные формы и жанры музыкального искусства, синтетические по своей природе (опера, балет, кантата и др.), они неразрывно связаны с поэтическим словом, драматургией. Вся вокальная музыка, начиная с песни и кончая кантатой и оперой, выступает в единстве с поэзией (песни на народные тексты, стихотворения поэтов прошлого и современности). Среди сочинений, с которыми знакомятся школьники, многие написаны на хорошо знакомые детям сказочные темы (балет «Конек-Горбунок», опера «Волк и семеро козлят» и др.).

При организации музыкальной учебной деятельности школьников используются общие познавательные приемы: сравнение, анализ, обобщение и т. д. Педагоги, специально изучающие эту проблему на материале новой программы по музыке, отмечают, что дети значительно чаще переносят познавательные приемы, умения и навыки, сформированные на уроках музыки, на другие учебные предметы, нежели наоборот. Музыкальные знания способствуют активизации умственной деятельности школьников, что обнаруживается на уроках русского языка, математики. Даже отстающие ученики после урока музыки лучше справляются с заданиями по математике.

Введение интеграции искусств в процесс развития музыкального восприятия наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Методика преподавания курса информатики
Цели образования являются прерогативой государства, которое на основе действующей законодательной базы формирует общие принципы своей педагогической политики. Согласно Статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» в числе таких принципов на первом месте стоит « .гуманистический характер обр ...

Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...

Навигация