Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия

Страница 3

Тесная связь, существующая между различными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные восприятию многих произведений живописи и литературы.

Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Для более полного, глубокого восприятия музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые, так или иначе, нашли свое отражение в творчестве композитора. Вместе с тем под влиянием музыки создается ощущение причастности к историческим событиям, что очень важно для понимания истории. Ярким музыкальным примером в данном случае является симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сочинение наполнено рельефными образами, в создании которых проявилось большое мастерство и опыт композитора-«живописца». Недаром это произведение сравнивают с батальной живописью.

Подготавливая учащихся к восприятию «Сечи при Керженце», учитель обращает их внимание на два враждебных образа (татары и русские), рассказывает, что содержание этого произведения было навеяно легендой, возникшей в эпоху татарского ига. На материале, взятом из русской истории, композитор средствами музыки создал запоминающиеся образы добра и зла.

Восприятие младшего школьника достаточно часто нуждается в дополнительных «опорах», в роли которых могут выступать другие, более доступные виды искусства – архитектура, литература, изобразительное искусство, другие науки – математика, история, география. Это особенно важно для детей, не обладающих достаточным опытом в восприятии музыкальных произведений, для которых музыка звучащая сама по себе так и останется просто музыкой, набором звуков; музыка же, обогащенная и объясненная через соотнесения с другими искусствами и культурой эпохи, привязанная к истории народности, способна обрести для них ценность и значимость — их восприятие получит ту путеводную нить, тот выход в общекультурное пространство, в котором оно так нуждается.

Развивая эмоциональный мир ребёнка через восприятие музыки в условиях интеграции искусств, педагог открывает ребёнку не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учит его «видеть музыку» и «слышать живопись». Не случайно все сложные искусства, такие как драматический и музыкальный театр, кино в основе своей строятся на слиянии разных элементов трех основных искусств — литературы, музыки, изобразительного искусства. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой для создания всего многообразия спектра искусства.

Развивая восприятие музыки в интеграции искусств, ребёнок развивается и в общепсихологическом смысле, развивается как личность. Соотнося элементы музыкального языка с какими-либо действиями, с речью, движениями, эмоциями, игрой, младшие школьники также учатся мыслить, но уже в иной сфере и в иных интонационно-музыкальных формах, своеобразно дополняющих речевые. Музыка развивает умение чувствовать и мыслить, выражать себя и понимать других.

Воспринимая различные виды искусства через призму музыкального искусства, ученик приобщается к общечеловеческим ценностям и развивает свой жизненный опыт.

На интегрированных уроках музыки школьники приобщаются к ценностям мировой художественной культуры, воспринимая предлагаемые им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства. Дети слушают произведения неизвестных авторов ХII-ХVI веков, сочинения И.С.Баха, А. Вивальди, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова.

Восприятие музыки на занятиях сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства: репродукций различных картин, эскизов декораций и костюмов к оперным спектаклям.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Понятие самообразования
Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, ...

Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...

Навигация