Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Страница 3

Правильное определение психологического аспекта «интереса» тесно связано также с проблемой потребностей. Разные авторы имеют несходные позиции в установлении отношений между этими понятиями. Особый интерес для нашего анализа представляет точка зрения В.Г. Максимова о мотивирующей силе потребностей в образовании интереса. «Дальнейшее развитие этой побудительной силы зависит от того, как будет срабатывать эмоциональный механизм, в случае, когда процесс сопровождается положительными эмоциями, организуется сложная цепь внутренне взаимосвязанных действий личности по активному поиску необходимых для нее предметов и условий жизнедеятельности». В этой деятельности не только удовлетворяется исходная потребность, но и возникают новые потребности. «В развитии этих потребностей и проявляется интерес человека к деятельности», - пишет ученый. И выводит такое определение интереса, как «целая система объективно существующих и развивающихся потребностей человека, с одной стороны, а с другой - достаточно длительное по времени повышенное положительно-эмоциональное состояние психики в процессе удовлетворения этих потребностей». Итак, в образовании интереса участвуют два обязательных момента: осознание значимости знаний и эмоциональная привлекательность познавательной деятельности. Их соотношение может быть различным. Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако сознание не может вычеркнуть эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес.

Интерес как педагогическая проблема и особое выделение познавательного интереса как области научного познания берет начало с трудов Г.И. Щукиной. Она не только обосновала впервые комплексный подход к анализу проблемы в единстве социологического, психологического и педагогического аспектов, но и в течение длительного времени довольно плодотворно занималась углубленной разработкой этого вопроса. Исследования ученого отличаются широким спектром подходов к проблеме познавательного интереса как педагогического явления: в них он выступает как дидактическая категория, как важное личностное образование, как фактор развития личности школьника. Такой целостный подход к педагогике познавательного интереса имеет в основе, прежде всего, раскрытие роли знания и процесса его переработки - познавания в целенаправленном формировании интереса как ценного свойства личности. «Интерес требует элементарной ориентировки на новизну и неожиданность, а центром познавательного интереса бывает познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой деятельности», — таков главный признак подлинно познавательного интереса. В раскрытии его научной сущности исследователь видит необходимость следующих сравнений. Познавательный интерес не идентичен понятию «учебный интерес» или понятию «интеллектуальный интерес»: в первом случае потому, «поскольку в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и многие научные открытия современности»; отличие от второго понятия состоит в том, что «познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, сопряженных с актом познавания». От сопоставительной характеристики схожих понятий автор легко переходит к основной дефиниции: «познавательный интерес — избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». В центре исследований Г.И. Щукиной - интересный урок, процесс обучения как ключевое средство формирования у школьников интереса к знаниям. Для закрепления познавательных интересов учащихся важна идея о единстве внешней и внутренней стороны учебного процесса. «Учитель на уроке учит, ученик учится. Это аксиома. Но главное в том, чему и как учит учитель и что из этого усваивает ученик . Какой след оставили его уроки в сознании, переживаниях, отношениях учащихся? А может быть, все старания учителя прошли по касательной, не затронули интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся?». Исследователь доказывает, что именно эти три вида проявлений, тесно вплетенных в познавательный интерес, лежат вместе с тем и в основе педагогических условий процесса эффективного формирования данного качества. Последними выступают: «Постоянное побуждение учащихся к интеллектуальной активности и практической деятельности, вызывающей волевое усилие, создание эмоциональной обстановки обучения». Называя урок «основной лабораторией» созидания познавательного интереса, ученый констатирует важную значимость внеучебной деятельности в превращении интереса к познанию в устойчивую черту характера школьника. «Учение закладывает основы познавательных интересов, но не исчерпывает собою всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой, С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросо ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Навигация