Правильное определение психологического аспекта «интереса» тесно связано также с проблемой потребностей. Разные авторы имеют несходные позиции в установлении отношений между этими понятиями. Особый интерес для нашего анализа представляет точка зрения В.Г. Максимова о мотивирующей силе потребностей в образовании интереса. «Дальнейшее развитие этой побудительной силы зависит от того, как будет срабатывать эмоциональный механизм, в случае, когда процесс сопровождается положительными эмоциями, организуется сложная цепь внутренне взаимосвязанных действий личности по активному поиску необходимых для нее предметов и условий жизнедеятельности». В этой деятельности не только удовлетворяется исходная потребность, но и возникают новые потребности. «В развитии этих потребностей и проявляется интерес человека к деятельности», - пишет ученый. И выводит такое определение интереса, как «целая система объективно существующих и развивающихся потребностей человека, с одной стороны, а с другой - достаточно длительное по времени повышенное положительно-эмоциональное состояние психики в процессе удовлетворения этих потребностей». Итак, в образовании интереса участвуют два обязательных момента: осознание значимости знаний и эмоциональная привлекательность познавательной деятельности. Их соотношение может быть различным. Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако сознание не может вычеркнуть эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес.
Интерес как педагогическая проблема и особое выделение познавательного интереса как области научного познания берет начало с трудов Г.И. Щукиной. Она не только обосновала впервые комплексный подход к анализу проблемы в единстве социологического, психологического и педагогического аспектов, но и в течение длительного времени довольно плодотворно занималась углубленной разработкой этого вопроса. Исследования ученого отличаются широким спектром подходов к проблеме познавательного интереса как педагогического явления: в них он выступает как дидактическая категория, как важное личностное образование, как фактор развития личности школьника. Такой целостный подход к педагогике познавательного интереса имеет в основе, прежде всего, раскрытие роли знания и процесса его переработки - познавания в целенаправленном формировании интереса как ценного свойства личности. «Интерес требует элементарной ориентировки на новизну и неожиданность, а центром познавательного интереса бывает познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой деятельности», — таков главный признак подлинно познавательного интереса. В раскрытии его научной сущности исследователь видит необходимость следующих сравнений. Познавательный интерес не идентичен понятию «учебный интерес» или понятию «интеллектуальный интерес»: в первом случае потому, «поскольку в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и многие научные открытия современности»; отличие от второго понятия состоит в том, что «познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, сопряженных с актом познавания». От сопоставительной характеристики схожих понятий автор легко переходит к основной дефиниции: «познавательный интерес — избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». В центре исследований Г.И. Щукиной - интересный урок, процесс обучения как ключевое средство формирования у школьников интереса к знаниям. Для закрепления познавательных интересов учащихся важна идея о единстве внешней и внутренней стороны учебного процесса. «Учитель на уроке учит, ученик учится. Это аксиома. Но главное в том, чему и как учит учитель и что из этого усваивает ученик . Какой след оставили его уроки в сознании, переживаниях, отношениях учащихся? А может быть, все старания учителя прошли по касательной, не затронули интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся?». Исследователь доказывает, что именно эти три вида проявлений, тесно вплетенных в познавательный интерес, лежат вместе с тем и в основе педагогических условий процесса эффективного формирования данного качества. Последними выступают: «Постоянное побуждение учащихся к интеллектуальной активности и практической деятельности, вызывающей волевое усилие, создание эмоциональной обстановки обучения». Называя урок «основной лабораторией» созидания познавательного интереса, ученый констатирует важную значимость внеучебной деятельности в превращении интереса к познанию в устойчивую черту характера школьника. «Учение закладывает основы познавательных интересов, но не исчерпывает собою всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов».
Материалы по педагогике:
Общая характеристика школьных математических олимпиад. Примеры задач
математических олимпиад для 7-9 классов
Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления ...
Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...
Психологические основы письменной речи на старшем этапе
В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации ...