Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Страница 4

Воспитание интереса и потребности в умственной деятельности он считал стержневой задачей целостного педагогического процесса. Особую ценность представляют советы и рекомендации В.А. Сухомлинского о целенаправленном педагогическом руководстве познавательным развитием детей во внеучебное время, о развитии познавательных интересов в воспитательной работе с классным коллективом младших школьников. Любовь к познанию, книгам, школе, учителю прививалась в его практике через богатое содержание и активные формы и методы организации воспитательного процесса. Это специальные Праздники: весенних цветов: ландышей, тюльпана, сирени, роз, полевых цветов, хризантем, жаворонка и других. Интересная интеллектуальная жизнь детей младшего возраста кипела в кружке юннатов. Очагами пытливости мысли были Уголок живой природы, зеленый домик, виноградник, Комната сказки, Уголок красоты и др. Важный аспект в учении В.А. Сухомлинского - это интегрирующая роль книги в интеллектуальном развитии школьника. «Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с 2-х сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова к книге, чтению, написанию». В его воспитательной системе окружающий мир выступает средством умственного развития ребенка через слово. Эта идея является принципиальной и для нашего творческого поиска, ибо стержнем представленной нами технологии выступает интерес к книге, ее чтение детьми как основа формирования у них устойчивой познавательной мотивации.

Радость как обязательный момент интереса и как метод педагогической работы звучит ключевой темой в учении и опыте другого замечательного педагога нашей эпохи Г.Н. Волкова. Педагогика известного академика излучает великую силу интереса, радости, счастья, любви. Подчеркивая, что «самыми великими радостями человека являются радости труда и познания», ученый определяет главное правило педагогики: «Учитель в процессе работы с детьми постоянно должен задавать себе вопрос: доставит ли это радость детям? В этом смысле радость - не только средство воспитания, она отчасти и цель, и результат воспитания, более того - даже средство проверки работы учителя». Особые возможности в методике созидания радостей содержит творческий процесс воспитания. «Наибольшее число радостей детей связано с классным руководителем. На нем и лежит главная ответственность за радости детей и основная забота об обеспечении гармонии радостей» .

Успех деятельности современных учителей-новаторов начальной школы также определяют два встречных интереса - интерес ребенка к учению и интерес педагога к своей профессии, к предмету своей деятельности, к маленькому ученику, к его запросам и возможностям. В центре внимания С.Н. Лысенковой - урок сотрудничества, на котором у всех все получается, урок, рождающий чувство успеха и желание идти вперед по дороге познания. Именно такой урок, обеспечивающий ребенку ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, является «мощным рычагом воспитания» трудолюбивой личности, желающей и умеющей хорошо учиться. Именно на таком уроке «создается авторитет школы». И для педагога младших классов особенно помнить, что важно интерес к школе, с которым приходит ребенок в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания!» .

Руководствуясь главной и трудной заповедью - сделать процесс обучения радостным постижением мира - работает в начальных классах другой новатор Е.Н. Потапова. «Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно». «Это и послужило толчком к поиску новой методики обучения письму», - пишет она. «Я стремлюсь к тому, чтобы изнурительное для первоклассников обучение письму стало интересным».

Умение организовать дело обучения и воспитания младших школьников с ориентацией на познавательные интересы - важнейшая основа опыта Ш.А. Амонашвили. «Радость, страсть - эмоции, которые познавательную деятельность превращают для ребенка в смысл его жизни», - указывает педагог и считает, что «лучше, если ученик учится не ради отметок, а ради самих знаний, ради успеха в познании». Особо подчеркивает мысль, что от процесса приобретения знаний не должны ускользнуть душа и сердце воспитанника. Дидактику радостного урока составляют:

· познавательные баталии;

· мудрый учебник, умеющий подливать масла в познавательный огонь;

· огорчение детей, что зазвенел звонок, возвещающий об окончании урока.

Много обстоятельных и полезных статей по теме формирование интереса к познанию помещено в научно-методическом журнале «Начальная школа». В них передовой педагогический опыт по реализации данной проблемы представлен как слитная задача теории и практики воспитания: только четкая организация учебно-воспитательного процесса на уроках и обязательное сочетание его с интересной внеклассной работой позволяют поддерживать интерес учащихся к учению, воспитывать сознательное и ответственное отношение к учебному труду /В.В. Волина, Е.И. Бессчастная/. Мысль о неуклонном и обязательном формировании познавательной активности и самостоятельности через интерес учащихся к уроку проводится в публикациях Д. Большакова, Р.Ф. Гончаровой, М.В. Жердевой, Е.И. Киргинцевой, А.И. Клоповой, Г.С. Овчинникова, А.Я. Савченко, Л.С. Сильченковой, А.И. Холомкиной, Т.А. Шамановой и др. Меньшая часть авторов (В.А. Бондаренко, И.К. Матюша) освещает проблему интереса в рубрике воспитательной работы. К изучению аспекта взаимосвязи, обеспечения единства учебной и внеучебной деятельности в воспитании познавательного интереса обращается Г.Ф. Гаврилычева: «Ведущее место в воспитании детей занимает учебная деятельность. Она развивает познавательные интересы. И обратно, воспитание младшего школьника средствами октябрятской работы необходимо строить с учетом тех знаний, умений, интересов детей, которые формируются в учебном процессе. Интерес к учению, воспитанный в младшем школьном возрасте, становится основой положительного отношения к учению и к труду в целом» [55; 18]. Целесообразность объединения содержания воспитания младших школьников, осуществляемого на уроке и вне его в целях развития у них познавательного интереса, особо выделена и у Е.И. Бессчастной: «Обучение и воспитание для меня слились воедино. Поэтому- то я и подбираю материал, который не только дополняет полученные знания, но и воспитывает, приучает детей много и заинтересованно работать». Идея целостности педагогического процесса - основа успехов воспитательной практики. Интеграция обучения и воспитания, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности выступают качественно новой ступенью в общем развитии ребенка. Но обеспечить эффективное осуществление такого взаимодействия возможно только при углубленном дифференцированном исследовании каждой из граней такой слитной структуры. Технология конструирования и осуществления воспитательного дела, во многом отличающаяся от технологических параметров урока, требует отдельного содержательного, материального, операционального обоснования ее компонентов, а также раскрытия сущности процесса организации такого проекта. Это одна из ведущих задач дипломного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при пр ...

Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой, С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросо ...

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним ...

Навигация