Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личности, всецело определяя социальное становление человека, вместе с тем является принципиальным основанием для построения дела воспитания, практики формирования людей. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию ребенка, интересы выступают приоритетной педагогической категорией, главной движущей силой педагогики. В стройной картине индивидуальности каждого ученика интересы являются той созидательной силой, делающей человека личностью. Личностью свободной, творческой, ответственной, умеющей строить свою жизнь такой, какой хотелось бы ее видеть. Таковы запросы изменяющегося общества. Поэтому умение формировать и развивать многогранные интересы детей составляет перспективное условие плодотворного конструирования целостного образовательного процесса и раскрывает секреты и истоки успехов мастеров педагогического труда. В учебно-воспитательном процессе фигурирует особый вид интереса - познавательный. Его областью является познавательная деятельность учащихся, организуемая в целостном педагогическом процессе: в ходе обучения и воспитательной работы.
Современная педагогика рассматривает «познавательный интерес» не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку - интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. В настоящее время феномен познавательного интереса объявляется не только областью изучения дидактики, но и провозглашается важным предметом исследования теории воспитания. Сущность термина расширяется подходом, понимающим его не только как значимый мотив учения, определяющий эффективность процесса обучения, но и признающим за ним устойчивую личностную характеристику. Так, в новом учебном пособии по педагогике отмечено: «Из многих видов деятельности школьников познавательная не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей» в «управлении целостным педагогическим процессом». Далее справедливо указывается: «Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы». Начало обзору литературы положили эти выдержки из книги видного педагога-ученого современности, академика В.А. Сластенина. Так получилось - это счастливый случай: созвучие мыслей, единство стремлений воспитателя и воспитанников. Пусть звучат первыми, дорогими, в дань глубокого уважения и благодарности главному наставнику и всем педагогам, воспитавшим поколение выпускников психолого-педагогического факультета 1990-го года Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина. В них сила, определившая мотивационные и эмоциональные основы предпринятого исследовательского труда и обеспечившая поддержку творческих переживаний автора в осуществлении научного замысла.
Познавательный интерес — многогранный объект научного познания. Находясь на стыке исследования психологии, дидактики и теории воспитания, он имеет богатую историю своего развития. В зависимости от глубины и частоты научных изысканий, предпринятых той или иной наукой в этой области, и в соответствии с логикой данной дипломной работы условно можно выделить три направления, обоснованные нами как три уровня изучения данного процесса: психологический, дидактический и педагогический (целостный). Надо иметь в виду, что дифференцированный подход к обоснованию этих уровней, по сути своей взаимообусловленных и находящихся во взаимосвязи друг с другом, всего лишь послужит делу углубления общей теории и оптимизации методики воспитания познавательных интересов в едином учебно-воспитательном процессе школы. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет обобщить, что путь к современной педагогике познавательного интереса, раскрывающей его как интегральное личностное образование и как центральное средство воспитания личности школьника, шел от характеристики интереса как структурного элемента психологии человека к пониманию интереса как средства организации педагогического процесса, прежде всего, эффективного средства обучения.
Многие исследователи истоки проблемы интереса к учению находят в обращении к педагогическим теориям прошлого. Прежде всего, это великие системы зарубежных педагогов Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и другие. Чешский педагог Я.А. Коменский, впервые обратившись к интересу как к педагогическому понятию, считал, что «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Интерес к знаниям выступает не только в центре его новаторской дидактики, но и составляет ядро воспитательной концепции великого гуманиста.
Материалы по педагогике:
Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...
Условия социальной адаптации детей к обучению
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления явля ...
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и
проведении работ по слушанию музыки
Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыка ...