Полученные выводы подтверждаются также данными зарубежной педагогической литературы. Изучение диагностических параметров здесь также стоит на первом месте, теоретическому обоснованию способов и средств осуществления, инструментовке педагогической деятельности внимание уделяется меньше или вовсе отсутствует. Соотношение разработанности дидактической и воспитательной проблематики складывается в пользу первой, вопросы специальной организации воспитания уходят на второй план, редко выступая предметом научных изысканий. Чаще проблема познавательного интереса поднимается в аспекте рациональной организации учебных занятий, в связи с дидактическим принципом воспитывающего обучения, в качестве эффективного средства повышения продуктивности работы учащихся. Особый интерес представляют публикации в журнале «Unterstufe» («Начальная ступень»). Здесь проблема познавательной активности, хотя так и не называется, находит первоочередное освещение через термины «развитие мыслительных операций», «развитие интереса к материалу изучаемого предмета, явления, процесса». А в статье Петра Друшки и Розель Паннах «Обеспечить высокое качество учебного процесса — каждому ученику дать чувство уверенности и успеха» упоминается познавательный интерес (das Erkenntnisinteresse). Учителя немецкой начальной школы усердно работают над развитием мыслительных операций, особенно на уроках геометрии и математики; над развитием интереса к материалу изучаемого предмета, явления, процесса, а это - на уроках краеведения (родиноведения), труда, изо. Важный резерв поддержания, обнаружения и дальнейшего углубления интереса немецкие учителя видят в проведении факультативных занятий, экскурсий, в использовании компьютера во внеклассной работе, в организации специальных предметных кружков.
Отечественная педагогическая наука утверждает первостепенную значимость проблемы познавательного интереса в целостном формировании зрелой личности, рассматривает подлинный интерес детей к учению как глубокое социально-педагогическое явление. В работах наших ученых-педагогов детский непосредственный интерес не абсолютируется как единственная самодовлеющая сила процесса школьного обучения без серьезного содержания науки и преодоления реальных трудностей учебного труда. «Подлинный глубокий интерес к ученью — не внешний стимул разнообразной деятельности», - пишет Б.Т. Лихачев. Если «внешняя форма выражения интереса учащимися проявляется в непосредственной направленности их внимания на тот или иной учебный предмет, то его внутренняя суть представляет собой сложное психологическое образование личности.
Он всегда появляется как результат углубленной познавательной работы и проявляется как направленность, влечение, как целенаправленное психическое состояние ребенка». Добиться в детях такого внутреннего интереса — означает формирование у них устойчивой черты характера, обусловленной трудолюбивым отношением к познанию действительности. Такое основополагающее понимание сущности исследуемого явления находит подтверждение и в современных учебных пособиях по педагогике. Анализ их с позиций рассмотрения проблемы познавательного интереса показывает, что характерным является факт отнесения темы авторами в раздел «Теория воспитания». Это подчеркивает роль познавательного интереса не только в организации учебного процесса, но и в целостном процессе становления личности.
Таким образом, приходим к заключению, что феномен познавательного интереса в педагогике выступает не только задачей и показателем эффективного процесса воспитывающего обучения, но и составляет сущность реализации принципа обучающего воспитания. Возникает необходимость рассматривать источником такого интереса сам процесс воспитания, его педагогическую организацию и содержательные основы.
Материалы по педагогике:
Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...
Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и
прикладные задачи социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной педагогики ...
Магнитное поле тока
Формирование понятия о магнитном поле основывается на фундаментальных экспериментах (опыт Эрстеда, доказавший существование магнитного поля тока, и опыт Ампера, доказавший действие магнитного поля на проводник с током) и на сопоставлении магнитного и электрического полей. С самого начала подчеркива ...