Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания

Страница 6

Полученные выводы подтверждаются также данными зарубежной педагогической литературы. Изучение диагностических параметров здесь также стоит на первом месте, теоретическому обоснованию способов и средств осуществления, инструментовке педагогической деятельности внимание уделяется меньше или вовсе отсутствует. Соотношение разработанности дидактической и воспитательной проблематики складывается в пользу первой, вопросы специальной организации воспитания уходят на второй план, редко выступая предметом научных изысканий. Чаще проблема познавательного интереса поднимается в аспекте рациональной организации учебных занятий, в связи с дидактическим принципом воспитывающего обучения, в качестве эффективного средства повышения продуктивности работы учащихся. Особый интерес представляют публикации в журнале «Unterstufe» («Начальная ступень»). Здесь проблема познавательной активности, хотя так и не называется, находит первоочередное освещение через термины «развитие мыслительных операций», «развитие интереса к материалу изучаемого предмета, явления, процесса». А в статье Петра Друшки и Розель Паннах «Обеспечить высокое качество учебного процесса — каждому ученику дать чувство уверенности и успеха» упоминается познавательный интерес (das Erkenntnisinteresse). Учителя немецкой начальной школы усердно работают над развитием мыслительных операций, особенно на уроках геометрии и математики; над развитием интереса к материалу изучаемого предмета, явления, процесса, а это - на уроках краеведения (родиноведения), труда, изо. Важный резерв поддержания, обнаружения и дальнейшего углубления интереса немецкие учителя видят в проведении факультативных занятий, экскурсий, в использовании компьютера во внеклассной работе, в организации специальных предметных кружков.

Отечественная педагогическая наука утверждает первостепенную значимость проблемы познавательного интереса в целостном формировании зрелой личности, рассматривает подлинный интерес детей к учению как глубокое социально-педагогическое явление. В работах наших ученых-педагогов детский непосредственный интерес не абсолютируется как единственная самодовлеющая сила процесса школьного обучения без серьезного содержания науки и преодоления реальных трудностей учебного труда. «Подлинный глубокий интерес к ученью — не внешний стимул разнообразной деятельности», - пишет Б.Т. Лихачев. Если «внешняя форма выражения интереса учащимися проявляется в непосредственной направленности их внимания на тот или иной учебный предмет, то его внутренняя суть представляет собой сложное психологическое образование личности.

Он всегда появляется как результат углубленной познавательной работы и проявляется как направленность, влечение, как целенаправленное психическое состояние ребенка». Добиться в детях такого внутреннего интереса — означает формирование у них устойчивой черты характера, обусловленной трудолюбивым отношением к познанию действительности. Такое основополагающее понимание сущности исследуемого явления находит подтверждение и в современных учебных пособиях по педагогике. Анализ их с позиций рассмотрения проблемы познавательного интереса показывает, что характерным является факт отнесения темы авторами в раздел «Теория воспитания». Это подчеркивает роль познавательного интереса не только в организации учебного процесса, но и в целостном процессе становления личности.

Таким образом, приходим к заключению, что феномен познавательного интереса в педагогике выступает не только задачей и показателем эффективного процесса воспитывающего обучения, но и составляет сущность реализации принципа обучающего воспитания. Возникает необходимость рассматривать источником такого интереса сам процесс воспитания, его педагогическую организацию и содержательные основы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Материалы по педагогике:

Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...

Психологические особенности детей с нарушением слуха
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобраз ...

Построение и структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается ...

Навигация