Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Материалы о педагогике » Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии » Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Страница 4

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий. Продуктом совместно творческой деятельности может быть уникальное событие сравнимое с матчем в футболе, действием в театре, совместной импровизацией в джазе, операциях в спецназе, деятельностью проектных команд и т.д.

При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.

Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово – деятельностными). Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера .

В человеческой практике совместная творческая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации ;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Творческой деятельности присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

- наличие прямых или косвенных правил.

В структуру коллективной творческой деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в творческой деятельности ясно, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития личности. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.

Совместная творческая деятельность в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей .

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Особенности нарушения речи у умственно отсталых школьников
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Из ...

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

Навигация