В заключении можно отметить, что усилиями партии, Ленина была создана принципиально новая, советская культурно-просветительная система, закладывающая идейные и организационные основы деятельности учреждений культуры. В старой России не было специальных учебных заведений для подготовки культурно-просветительных кадров. За годы социалистического строительства сложилась стройная система обучения специалистов для культурно-просветительных учреждений. Эта система предусматривала:
- единую государственную организацию обучения;
- преемственность звеньев;
- полное отделение школы, как и других воспитательных и просветительных учреждений, от церкви;
- всеобщность среднего и общедоступного высшего образования;
- неразрывную связь школы с жизнью народа, с практикой социалистического и коммунистического строительства, с деятельностью общественных организаций.
В годы становления этой системы были заложены основы советского музыкального образования. Была начата серьезная научно-исследовательская и методическая работа, которая привела к пересмотру содержания и методов преподавания, традиционных для дореволюционных музыкально-теоретических и музыкально-исторических предметов, а также и созданию учебных дисциплин. В частности, были разработаны специальные курсы истории и теории исполнительства, а также методики обучения игре на различных инструментах. Было создано значительное число учебников и учебных пособий по основным дисциплинам, включаемых в учебные планы советских музыкальных школ, училищ и вузов.
Сложившаяся ко второй половине 20 г.г. структура музыкального образования впоследствии претерпевала изменения. К середине 70 г.г. система организации музыкального образования в СССР складывалась следующим образом. Низшая ступень - 7 летние детские музыкальные школы (дополнительный 8 класс - для готовящихся к поступлению в музыкальное училище), цель которых дать общее музыкальное образование и выявить наиболее способных учащихся, желающих получать специальное музыкальное образование. В число изучаемых здесь дисциплин входит: игра на инструменте (фортепиано, смычковые, духовые, народные), сольфеджио, музыкальная грамота и теория, хоровое пение и ансамбли. К низшей ступени общего музыкального образования принадлежат и вечерние школы для подростков и юношества. К средней ступени музыкального образования относятся 4-летние учебные заведения: музыкальные училища, в которых готовят музыкантов – профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров, теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах (наиболее одаренные после окончания училища поступали по конкурсу в вузы); музыкально-педагогические училища, выпускающие учителей музыки для общеобразовательных школ и музыкальных руководителей детских садов. При некоторых консерваториях и институтах имеются 11 летние специальные музыкальные школы, где учащиеся, готовясь к поступлению в музыкальные вузы, получали низшее и среднее музыкальное образование и одновременно проходили курс общеобразовательной средней школы. Высшая ступень музыкального образования включает: консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств (с факультетом музыки); обучение в них рассчитано на 5 лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации - композиторов, инструменталистов, певцов, симфонических, оперных и хоровых дирижеров, музыковедов и режиссеров музыкальных театров. Высшей ступенью является также музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах; здесь обучаются будущие учителя музыки высшей квалификации для общеобразовательных школ и преподаватели музыкально-педагогических дисциплин для педагогических училищ.
В большинстве музыкальных училищ и вузов имеются вечерние и заочные отделения, где учащиеся получают образование, не прекращая трудовой деятельности.
При многих вузах и институтах организована аспирантура (3-летнее обучение на очном и 4-летнее на заочном отделениях), предназначенная для подготовки научных работников и педагогов вузов по истории и теории музыки, а также исполнительским искусствам, музыкальной эстетике, методике преподавания музыкальных дисциплин. Подготовка педагогов-композиторов и педагогов-исполнителей для музыкальных вузов проводится в организованных при ведущих консерваториях и институтах ассистентуре-стажировке (очный курс обучения 2 года, заочный- 3 года).
Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ, училищ и вузов при авторитетных средних и высших музыкальных учебных заведениях.
По данным на 1975г., в СССР- 5234 детские музыкальные школы, 231 музыкальное училище, 10 училищ искусств, 12 музыкально-педагогических училищ, 2 музыкально-хореографического училища, 20 консерваторий, 8 институтов искусств, 3 музыкально-педагогических института, 48 музыкальных факультетов при педагогических институтах1.
Материалы по педагогике:
Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...
Сущность научной организации труда учителей
Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний. Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная ...
Эффективность методики коррекции осанки у детей с задержкой
психического развития 7-8 лет на занятиях ЛФК
До проведения эксперимента у детей 7-8 лет с задержкой психического развития нарушение осанки определялось при помощи тестовой карты. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей З ...