Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде

Страница 2

В заключении можно отметить, что усилиями партии, Ленина была создана принципиально новая, советская культурно-просветительная система, закладывающая идейные и организационные основы деятельности учреждений культуры. В старой России не было специальных учебных заведений для подготовки культурно-просветительных кадров. За годы социалистического строительства сложилась стройная система обучения специалистов для культурно-просветительных учреждений. Эта система предусматривала:

- единую государственную организацию обучения;

- преемственность звеньев;

- полное отделение школы, как и других воспитательных и просветительных учреждений, от церкви;

- всеобщность среднего и общедоступного высшего образования;

- неразрывную связь школы с жизнью народа, с практикой социалистического и коммунистического строительства, с деятельностью общественных организаций.

В годы становления этой системы были заложены основы советского музыкального образования. Была начата серьезная научно-исследовательская и методическая работа, которая привела к пересмотру содержания и методов преподавания, традиционных для дореволюционных музыкально-теоретических и музыкально-исторических предметов, а также и созданию учебных дисциплин. В частности, были разработаны специальные курсы истории и теории исполнительства, а также методики обучения игре на различных инструментах. Было создано значительное число учебников и учебных пособий по основным дисциплинам, включаемых в учебные планы советских музыкальных школ, училищ и вузов.

Сложившаяся ко второй половине 20 г.г. структура музыкального образования впоследствии претерпевала изменения. К середине 70 г.г. система организации музыкального образования в СССР складывалась следующим образом. Низшая ступень - 7 летние детские музыкальные школы (дополнительный 8 класс - для готовящихся к поступлению в музыкальное училище), цель которых дать общее музыкальное образование и выявить наиболее способных учащихся, желающих получать специальное музыкальное образование. В число изучаемых здесь дисциплин входит: игра на инструменте (фортепиано, смычковые, духовые, народные), сольфеджио, музыкальная грамота и теория, хоровое пение и ансамбли. К низшей ступени общего музыкального образования принадлежат и вечерние школы для подростков и юношества. К средней ступени музыкального образования относятся 4-летние учебные заведения: музыкальные училища, в которых готовят музыкантов – профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров, теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах (наиболее одаренные после окончания училища поступали по конкурсу в вузы); музыкально-педагогические училища, выпускающие учителей музыки для общеобразовательных школ и музыкальных руководителей детских садов. При некоторых консерваториях и институтах имеются 11 летние специальные музыкальные школы, где учащиеся, готовясь к поступлению в музыкальные вузы, получали низшее и среднее музыкальное образование и одновременно проходили курс общеобразовательной средней школы. Высшая ступень музыкального образования включает: консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств (с факультетом музыки); обучение в них рассчитано на 5 лет. Здесь готовят специалистов высшей квалификации - композиторов, инструменталистов, певцов, симфонических, оперных и хоровых дирижеров, музыковедов и режиссеров музыкальных театров. Высшей ступенью является также музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах; здесь обучаются будущие учителя музыки высшей квалификации для общеобразовательных школ и преподаватели музыкально-педагогических дисциплин для педагогических училищ.

В большинстве музыкальных училищ и вузов имеются вечерние и заочные отделения, где учащиеся получают образование, не прекращая трудовой деятельности.

При многих вузах и институтах организована аспирантура (3-летнее обучение на очном и 4-летнее на заочном отделениях), предназначенная для подготовки научных работников и педагогов вузов по истории и теории музыки, а также исполнительским искусствам, музыкальной эстетике, методике преподавания музыкальных дисциплин. Подготовка педагогов-композиторов и педагогов-исполнителей для музыкальных вузов проводится в организованных при ведущих консерваториях и институтах ассистентуре-стажировке (очный курс обучения 2 года, заочный- 3 года).

Распространение получили курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ, училищ и вузов при авторитетных средних и высших музыкальных учебных заведениях.

По данным на 1975г., в СССР- 5234 детские музыкальные школы, 231 музыкальное училище, 10 училищ искусств, 12 музыкально-педагогических училищ, 2 музыкально-хореографического училища, 20 консерваторий, 8 институтов искусств, 3 музыкально-педагогических института, 48 музыкальных факультетов при педагогических институтах1.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека является одним из основных ресурсов развития общества. Что есть творчество?! Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценн ...

Внутренние органы рыб
Полость тела. В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находится большая полость тела, в которой располагаются внутренние органы. Пищеварительная система. Окунь — хищник. Он питается различными водными животными, в том числе рыбами других видов. Свою добычу окунь захватывает и удерживает острым ...

Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...

Навигация