Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации

Материалы о педагогике » Письменная деловая коммуникация в условиях современных форм социального взаимодействия » Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации

Страница 2

Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

– учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;

– правильная аргументация.

Существуют различные виды аргументации:

– возрастающая (когда сила аргументов к концу общения возрастает). К ней целесообразно обращаться при высокой заинтересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;

– убывающая (когда сила аргументов к концу сообщения ослабевает). К ней целесообразно обращаться при необходимости пробудить внимание и интерес и при низком образовательном уровне;

– односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;

– двусторонняя (когда используются различные – как положительные, так и отрицательные – аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень;

– стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения.

Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

С определенными оговорками можно признать, что стиль – это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении стилистического барьера – правильно структурировать передаваемую информацию.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда») . Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора – подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении – конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.

Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенным скоплением разнообразной информации, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

Возможны следующие варианты перечисления:

– простое перечисление – «во-первых, во-вторых, в-третьих .»;

– ранжирование – «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное .»;

– логическая цепь – «если это – то, тогда можно предположить, что ., а следовательно .». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать;

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Опыт совершенствования организации учебного процесса
Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное е ...

Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. ...

Что есть образованный человек
Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе т ...

Навигация