Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

На самом деле такие качества личности, как сочувствие, сопереживание, потребность помочь, заметить огорчение другого в известной мере определяют моральное сознание и моральное поведение личности и, в конечном итоге - жизненную практику, оказывая влияние на складывающиеся отношения. Взаимопомощь проявляется в действиях, содействии, направленных на пользу другому человеку, на решение общественно полезного дела. Проникнутая гуманизмом, бескорыстием, она является мощным катализатором развития коллективных переживаний и взаимоотношений, в которых нуждается личность. Весомость подобного утверждения усиливается, на наш взгляд, когда личность оказывается в сложных жизненных обстоятельствах, когда ей требуется участие, моральная поддержка, способная поднять дух, поверить в свои силы. Конечно, сегодня не современно возражать против приобщения детей к новым формам экономического бытия, например кооперации, предпринимательству, но при этом не должно утрачиваться и то, без чего не может быть настоящей кооперации - духовной, утверждающей общечеловеческие ценности.

Итак, структурными компонентами коллективных взаимоотношений являются взаимопомощь, проявляющаяся в действиях, направленных на пользу другому человеку и дружба как чувство и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональных привязанностей. Особенностями их являются такие нравственные характеристики как сочувствие и сопереживание, специфически проявляющееся в каждом из обсуждаемых понятий. В первом случае - как общечеловеческое нравственное качество, в другом - избирательно направленное в связи с отдельными эмоциональными привязанностями.

Теоретически существуя отдельными, самостоятельными нравственными образованиями, в практической жизни они выступают единым целым, развивая и обогащая коллективные взаимоотношения. Ребенка нужно научить дружить и помогать другим, потому что он сам в этом нуждается и ждет того же от других. Коллективные взаимоотношения немыслимы без дружеских привязанностей и детской взаимопомощи. Научившись помогать, не замыкаясь в дружеских объединениях, личность глубже развивается в нравственном аспекте, преодолевая барьеры и условности, складывающиеся в узких межличностных отношениях. Будучи свободной от этих барьеров и условностей она способно легко и беспрепятственно входить в коллективные отношения, вносить свой собственный вклад в их развитие и нуждаться в их поддержке для себя.

Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности, вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Исследования показывают, что у дошкольников отчетливей всего выступают отношения к родителям, детям, воспитателям. Отдельные стороны отношений проявляются даже как черты характера: самостоятельность, инициативность, общительность. В дошкольный период отношения окрашены ситуативной мобильностью, легко меняются под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношения определяются в этом возрасте, прежде всего взрослыми.

Несмотря на то, что существуют детские взаимоотношения, которые не регламентированы взрослым, возникают и развиваются как собственные детские потребности в общении сверстников в разных видах деятельности, такие отношения независимо от взрослого существовать не могут. Они непременно опосредуются им и направляются соответственно целям и задачам нравственного воспитания. Социальный опыт личности складывается из разных коммуникативных сфер и должен быть направлен на решение общественно-значимых целей через посредство включения ребенка в совместную деятельность. В процессе выполнения общих дел, важных для всей группы, ребенок, выступая индивидуальным субъектом отношений и являясь частью общего, начинает воспринимать общественно-значимые цели как личностно-значимые, и себя как часть этих отношений. Эффективность воздействия на личность через общество сверстников может быть объяснима тем, что при этом педагогическая позиция воспитателя не выступает на первый план, а опосредует детские отношения, что трансформирует нравственное воспитание в естественный процесс и позволяет дошкольнику ощущать себя не объектом воспитания, а субъектом, полноправным участником жизни детской группы.

Нравственное воспитание детей, прежде всего, осуществляется в совместной деятельности; в практике воспитания. Направляемая педагогом содержательная детская деятельность предоставляет ребенку возможность для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых он находится, а так же для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. В совместной деятельности создаются предпосылки для формирования начал коллективных взаимоотношений, существенной стороной которых является нравственная направленность личности ребенка на сверстника. На основе этого у ребенка возникают важные социальные личностные качества: доброжелательность, взаимопонимание, умение считаться с другими, заботиться о сверстниках и малышах. Это чрезвычайно важно для возникновения ценного общественного качества - умения действовать в интересах других, поступаться собственными желаниями, причем не чувствовать себя жертвой, а ощущать положительные эмоции радости и удовлетворения от делания добра. Мы думаем, что такие взаимоотношения могут возникнуть только в доброжелательном общении, функции которого заключаются в том, чтобы научить детей взаимопониманию и сопереживанию. Общение, в структуре которого взаимодействие опосредуется личностными отношениями, вызывающими у сверстников радостные переживания, душевный подъем, может стать важным фактором в развитии личности ребенка и детского общества, в котором ребенок находится.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Общее содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической системы языка
Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен то ...

Организация и методы экспериментального исследования
На современном этапе применение концепции коммуникативного обучения иностранным языкам является наиболее актуальной. Современные перспективы развития экономики и социальной сферы ставят на первый план формирование у учащихся и выпускников творческого и системного мышления, языковой и коммуникативно ...

Разработка уроков по теме «Алгоритм»
Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма" Цель урока: Работа над понятием «алгоритм». Задачи: Образовательные - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»; - Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма; - Рассмотреть виды алгоритмов; - Изучить формы ...

Навигация