Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Материалы исследований (В. Г. Нечаевой, К. А. Климовой) позволяют охарактеризовать картину типичных проявлений детей дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками, а также их морального облика.

Полученные данные являются результатом изучения воспитателями детей своих групп, особенностей их поведения в дошкольном учреждении и в семье. Это позволило нам представить объективную динамику реальных взаимоотношений в конкретных детских поступках. Наиболее характерной чертой поведения детей длительно посещающих детский сад, является стремление к объединению; у них ярко выражена потребность в общении. В младшем возрасте преобладает общение как взаимодействие, направленное на достижение результата, где личностные отношения только начинают складываться и проявляются в большей мере не содержательно, а аффективно. Дети стараются привлечь к себе внимание и радуются, если им это удается, и наоборот, сердятся и ворчат, если сверстник не отвечает взаимностью. Типичным для малышей является стремление к индивидуальным играм и занятиям. У детей старшего возраста тенденции к совместности начинают преобладать в сравнении с одиночными играми и занятиями, хотя в определенной степени последние сохраняют свои позиции.

Установлено, что слишком бурная активность, которую развивают старшие дошкольники в совместной деятельности, начинает в какой-то момент утомлять детей, что может стать причиной ссор и прекращения вызывающей только что невероятный восторг деятельности. Поэтому, как мы полагаем, стремление к короткому уединению и отдыху носит естественный характер защиты детей друг от друга. Уединение на время не мешает им вновь вместе затевать интересные дела и игры, которые все так же как и всегда стоят в центре детской жизни, мотивируемые потребностями в общении, в общении развиваются и на общение детей влияют. Дети радуются свободе и раскованности отношений, которые складываются в совместной деятельности, их активность, объединяется не только для познания окружающего мира, но и для эмоционального удовлетворения, которое испытывает равные среди равных. Дети весело смеются, хохочут, кривляются, как говорят взрослые, шалят и безобразничают.

На самом деле, это та естественная не нормативная радость, которая обнажает чувства ребенка, открывает его окружающим и позволяет ему открыть себя. В радостном порыве дети стремятся к единству, к объединению, потому что радость, помноженная на всех, становится безмерной. Она, как мы думаем, стимулирует взаимоотношения, создает и укрепляет их. Следует, очевидно, беречь детские чувства, проникнутые радостными переживаниями, т.к. они, кроме того, развивают привязанности детей друг к другу. Понятно, что бесперспективно рассматривать веселую стихийную возню ребят с целью формирования правильных социально-нравственных отношений. Это должно быть целесообразная, нравственно направленная содержательная деятельность, в которой могли бы развиваться важнейшие социальные качества личности. Изучение содержания общения в дошкольном возрасте в целом показало, что дети естественным образом стремятся друг к другу, ждут один другого, радуются встречам в детском саду.

Детские контакты характеризуются избирательностью в общении. Однако избирательность не имеет стабильного неизменного характера. Это очень важный вывод свидетельствует о том, что у дошкольников нет глубоких привязанностей, например, постоянной дружбы, которые позволяли бы им стойко и неизменно предпочитать одних и отвергать других товарищей. Мы считаем это позитивным явлением в дошкольном возрасте, специфичным именно для него, так как появляется реальная возможность для сплочения всех детей группы, а не только детских группировок по интересам или по другим признакам.

Например, сегодня очень актуальным представляется объединяться по признаку материального благополучия: у кого есть красивая, модная одежда, игрушки и сладости, того приглашают в игру, с тем хотят общаться, а остальных отвергают. Что же остается делать этим отверженным детям? Вновь объединяться по тому признаку, который уже в их объединении является наиболее значимым и одобряемым. В группе отвергнутых детей возникают свои лидеры, предпочитаемые и вновь отвергаемые. Такой процесс деления длится до тех пор, пока группировку можно разделить по тому или иному признаку или признакам. Однако детские привязанности часто меняются, и зачастую отвергнутые дети попадают в "престижную" группировку на некоторое время, если им удается доказать сверстникам свою необходимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...

Факторы, влияющие на формирование агрессии у детей дошкольного возраста
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь, связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге п ...

Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей 7-8 лет с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии ...

Навигация