Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

75% детей группы – имеют социометрический статус категории «принятых». Эти дети, особенно не выделяются, тихие, спокойные, покладистые. Они играют в любые игры, доброжелательно относятся к другим детям.

5% от общего числа детей, не могут наладить отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы, часто конфликтуют с ним. Таким образом, этих детей можно отнести к категории «непринятых».

Проанализировав полученные данные в группе «Ромашка» можно сделать выводы: 40% детей - имеют благоприятный социометрический статус, относясь к категории «принятых», они благополучны в системе межличностных отношений, удовлетворены общением и имеют признание сверстников.

Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к "выпадению" ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения, отрицательное эмоциональное состояние часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. Таким образом, 55% детей можно отнести к категории «непринятых».

5% от общего количества детей, ведет себя очень скромно, тихо, не принимает участие в коллективных играх, ни с кем из группы не дружит (изолированный).

Полученные результаты мы отразили в гистограмме 1.

Гистограмма 1 Соотношение статусных категорий у детей констатирующий этап)

Определив статусное положение детей в группе сверстников, мы сочли необходимым определить наличие дружеских отношений между детьми. В детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Поэтому целью второй серии являлось: выявление дружеских отношений детей в группе. Для этого мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности и оценивали уровень их дружеских взаимоотношений по следующим критериям:

- 3 (высокий) – оказывает помощь другому ребенку по собственному желанию, проявляет чувство долга по отношению к сверстнику, проявляет заботу в отношении к другим детям постоянно;

- 2 (средний)– оказывает помощь сверстникам по просьбе взрослого, проявляет заботу в отношении к другим детям время от времени;

- 1 (низкий) – (оказывает помощь другому ребенку неохотно, не проявляет чувства долга, проявляет заботу в отношении к другим детям эпизодически.

- 0 (отрицательный) – не проявляет заботу в отношении своих сверстников, не оказывает помощь, даже по просьбе взрослого.

Результаты своих наблюдений мы отразили в таблице 2.

Таблица 2 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент, II серия)

Уровни/критерии

Группа «Капитошка»

Группа «Ромашка»

Высокий

25%

15%

Средний

35%

40%

Низкий

35%

40%

Отрицательный

5%

5%

При проведении исследования мы отметили, что у детей группы «Капитошка» дружеские отношения сформированы лучше, чем у детей группы «Ромашка». Также мы отметили, что в группе «Капитошка» наблюдаются более стойкие отношения между детьми, т.е. дети играют и общаются в основном с одними и теми же детьми, проявляя свои симпатии к ним. Тогда как в группе «Ромашка» общение и игра проходит хаотично, дети часто меняют партнеров по игре и общению. А также в этой группе много детей, которые вообще играют в одиночку и плохо идут на контакт с другими детьми.

Итак, мы видим, что высокий уровень проявления дружеских отношений в группе «Ромашка» у 15% детей, средний уровень у 40%, низкий у 40%, отрицательный уровень у 5% детей. В группе «Капитошка» высокий уровень проявления дружеских отношений наблюдается у 25% детей, средний уровень у 35%, низкий уровень у 35% детей и отрицательный уровень у 5%.

Результаты проведенной диагностики мы также представили в виде гистограммы (гистограмма 2).

Гистограмма 2 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение уровня сформированности детских взаимоотношений и начал сотрудничества показало, что на протяжении дошкольного детства характер взаимоотношений детей в процессе различных видов деятельности меняется.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...

Коррекция речи детей с билингвизмом
К задачам коррекционного обучения относятся не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты и главной составляющей — фонематического слуха. Особенно это касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо диффере ...

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

Навигация