В реально протекающем процессе обучения корреляция этих процессов определяется сложным взаимодействием дидактических приемов разного уровня обобщенности дифференцированными мерами педагогического воздействия.
Для дидактического управления формированием профессиональных качеств будущих педагогов на основе теорий структур личности существует объективная сложность, выражающаяся в необходимости прогнозирования и проектирования учебных условий, моделирующих условие производства – реального педагогического процесса, интеграции специальных процедур учебной деятельности и согласования их с личностными характеристиками, что и обеспечивает становление профессиональных качеств педагога.
Поведение личности связано с многогранностью опыта, поэтому дидактическое воздействие должно быть направлено на освоение необходимого интегрированного профессионального опыта и носит целевой характер. Только в условиях целевого сочетания разных видов профессиональной деятельности можно добиться высокого уровня профессионального мастерства, когда сочетаются цель и условия осуществления.
В дидактической теории положение целевой доминантности отдельных методов обучения должно быть дополнено идеей интегративности их воздействия. Соотношение методов обучения, дидактических приемов и действий составляет обобщенную дидактическую характеристику методического аппарата, во многом определяющую его разрешающую способность.
Характеризуя интегративные процессы, протекающие в учебно-воспитательном следует остановиться и на такой важной, но недостаточно разработанной в дидактике проблеме, как соотношение системного и деятельностного подходов, получивших в педагогике широкое распространение.
Системный подход используется обычно при изучении сложных объектов. Как всякий метод, он относится главным образом к установлению фактов познания и принадлежит к проблемам гносеологии. А деятельностный подход, который диктуется фундаментальными положениями педагогики, это – теория; ее основных положения лежат в области логики и состоят в утверждении истинности знания. Таким образом, системный анализ и деятельностный подход к изучению процесса обучения взаимодействует между собой как метод и теория.
Материалы по педагогике:
Понятие игры, ее значение
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения ...
Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах. Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе д ...